Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Одежда должна быть целомудренной

http://irkutsk.orthodoxy.ru/monitor.php?ELEMENT_ID=2852

 с сайта Иркутской епархии

 Епископ Лонгин: «Одежда верующего человека должна соответствовать его полу и быть целомудренной»

Саратовский архиерей подчеркнул важность соблюдения церковных традиций при посещении храма …

«Сегодня все чаще, не только в светской, но и в церковной прессе, можно встретить дискуссии: насколько необходимо соблюдать традиции, сложившиеся в церковной жизни на протяжении столетий. Довольно часто высказывается мнение, что большинство из них были хороши для определенного времени, но теперь утратили свой смысл и действенность.

Современный человек крайне болезненно воспринимает всё то, что, как ему кажется, ограничивает его свободу, а церковная жизнь, действительно, требует от него каких-то ограничений и перемен. Одна из тем, которая с годами почему-то не утрачивает своей «остроты» — каким должен быть внешний вид женщины-христианки. Почему в храме нужно находиться в платке и традиционной женской одежде? Зачем вспоминать апостольское требование: женщине покрывать голову во время молитвы (см.: 1 Кор. 3-16) — оно, якобы, совершенно «устарело», как и многое из того, о чем говорит Священное Писание?..

Не только мне много раз приходилось отвечать на подобные вопросы», — заявил в интервью порталу «Православие и современность» епископ Саратовский и Вольский Лонгин, подчеркивая важность соблюдения церковных традиций при посещении храма.

Владыка Лонгин выразил убеждение, что «церковные традиции, в том числе, и в отношении внешнего вида христиан (это касается и мужчин, и женщин) необходимо соблюдать: они обусловлены Священным Писанием, логичны и осмысленны; более того — они важны для правильной организации духовной жизни человека».

«И все же я считаю, и стараюсь учить этому духовенство, что к каждому человеку, пришедшему в храм, нужно подходить, прежде всего, с любовью. Если у человека возникло желание зайти в церковь, например, по дороге на работу, хотя он не вполне подобающим образом одет, не надо делать ему замечаний. Господь Сам призывает людей к Себе.

Встреча с Богом — это всегда тайна, которая совершается в сердце человека. Может быть, зайдя в храм однажды, он останется в нем навсегда, станет замечательным христианином. Со временем он поймет и примет очень многое, в том числе разумность и целесообразность не только тех или иных вероучительных истин, но и традиций, установленных Церковью.

Сразу же от человека этого требовать невозможно, потому что тогда, еще не узнав по-настоящему, что такое жизнь с Богом, он просто начнет воспринимать Церковь как некую систему запретов: этого нельзя делать, этого нельзя есть, это смотреть, так нельзя одеваться, и так далее. Эти запреты — повторюсь, осмысленные — останутся для него непонятными и ничего, кроме раздражения, не вызовут», — продолжил архиерей.

«В то же время должны оставаться какие-то рамки. Даже в секулярной Европе на дверях каждого католического и протестантского храма, при всем тамошнем либерализме, изображены перечеркнутые крест-накрест шорты, майки и прочие пляжные и полупляжные вещи, которые стали сегодня для многих повседневной одеждой. Храм — место святое для верующего человека, место, куда он приходит общаться с Богом, и здесь действуют особые правила поведения, продиктованные благоговением. Это должно быть понятно каждому нормальному человеку», — отметил он.
 
Владыка рассказал, что некоторое время назад в г. Балашове настоятель храма в честь Преображения Господня разместил в храме объявление о том, что женщинам в брюках в церковь заходить нельзя, и при этом привел цитату из Ветхого Завета: На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие (Втор. 22, 5).

«В своем усердии батюшка поставил вопрос ребром. Среди прихожан, в общем-то, это не вызвало большого негодования, но, как часто бывает в таких случаях, нашлась некая бабушка, у которой вызвал возмущение сам факт запрета, и она стала требовать, чтобы это объявление было снято, принципиально приходя в храм только в брюках», — заметил владыка.

«Безусловно, я попросил отца настоятеля объявление снять. Но в то же время я не могу считать правильной борьбу этой пожилой женщины за право носить брюки в храме. Эта «борьба» — свидетельство полного непонимания человеком того, что такое Церковь и каковы должны быть отношения человека с Богом. К сожалению, она сознательно принялась дразнить, по иному не скажешь, всех окружающих, ведь большинству — тем, кто соблюдает традиции,— этот конфликт неприятен.

Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 9, 13),— эти слова произнес апостол Павел в намного более «принципиальной» ситуации, говоря о гораздо более серьезных вещах, чем одежда — об идоложертвенной пище.

Смысл их таков: поскольку мясо бывает идоложертвенное, то я, чтобы не смутить брата, вообще никакого не буду. Не буду ему доказывать, что это мясо хорошее, что оно не было посвящено идолам — вообще не буду его есть, только бы брат мой не смутился.

Норма для христианина — свои пожелания, стремления принести в жертву ради ближнего. А если человек считает, что нормой для него является желание во что бы то ни стало настоять на своем, причем на том, что противоречит общепринятому,— конечно, христианства в таком человеке пока нет совершенно», — подчеркнул владыка Лонгин.
 
Он считает, что «в этой ситуации, по большому счету, священник был прав в своих требованиях». «Единственное, что — форма, в которой он сделал объявление, была излишне императивной. Но поддержать женщину, которая устраивает в храме демонстрации, принципиально требуя, чтобы Церковь отказалась от своих традиций, я не могу. Это неправильно», — заметил архиерей.

«Одежда верующего человека, тем более, в храме, должна соответствовать его полу и быть целомудренной, причем это касается и мужчин, и женщин. Если человек ходит в храм, участвует в Таинствах, серьезно относится к церковной жизни — думаю, он в состоянии честно самому себе ответить на вопрос: является ли та одежда, о которой идет речь, целомудренной. Я думаю, что нет», — подчеркнул епископ Лонгин.

 

Назад к списку

(153)

Перейти к верхней панели