ПОМОЧЬ ЖЕНЩИНЕ, ЗАДУМЫВАЮЩЕЙСЯ ОБ АБОРТЕ, ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О СОХРАНЕНИИ ЖИЗНИ РЕБЕНКА – ДОЛГ ХРИСТИАНИНА. ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «СЕМЬЯ И ДЕТСТВО» ЕЛЕНА СМИРНОВА ПРЕДЛАГАЕТ ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ БЕРЕМЕННОЙ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ СВОЕ «ПОЛОЖЕНИЕ» И СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.
Из опыта психологических консультаций в медицинских учреждениях специалисты сделали вывод: существуют определенные методики разговора с женщиной, записывающейся на аборт, которые могут повлиять на ее решение. Работа психолога с данной категорией женщин – это работа усиления сомнений. Женщина пришла записываться на аборт, она уже сделала свой выбор, но у нее всегда остаются сомнения – что-то на другой чаше весов. И работа психолога заключается в том, чтобы выявить эти сомнения, «дать им голос». На самом деле это даже не вопросы, а темы, которые можно обсудить в разговоре – главное, чтобы тон беседы был доверительным.
1. Как вы сейчас представляете себе ребенка, которого носите?
В момент принятия решения об аборте сознание женщины часто бывает привязано к жизненным обстоятельствам, вынуждающим ее пойти на этот шаг, и она не видит больше ничего вокруг. Когда же мы спрашиваем женщину, как она представляет ребенка, она должна обратиться не к обстоятельствам, которые понуждают ее к аборту, а к тому, что вообще представляет собой тот, от кого она хочет избавиться. На этот вопрос могут быть разные ответы, к примеру: «Я не хочу об этом думать» или «Я вообще себе его никак не представляю». Но иногда бывает полезно жестко отреагировать на такие слова: «Понятно, что вы не хотите об этом думать, но от этого ребенок не перестает быть человеком. От того, что вы не желаете об этом думать, ничего не меняется».
После вопроса о развитии ребенка женщина может погрузиться внутрь себя, и хотя вряд ли она хорошо себе представляет с медицинской точки зрения как развит ее ребенок именно сейчас, но она уже начинает обращаться к нему как к живому человеку. Можно рассказать ей, как развивается ребенок на этом сроке беременности. Некоторым бывает достаточно увидеть на УЗИ как шевелится их дитя или услышать его сердцебиение, чтобы принять решение сохранить ребенка.
2. Какое имя вы дали бы вашему ребенку? Кого вы больше хотели бы, мальчика или девочку?
Подобные вопросы также помогают женщине переключить внимание с бытовых обстоятельств на ребенка, немножко помечтать о нем.
3. Чем этот внутриутробный ребенок отличается от вашего старшего ребенка?
Вопрос для женщины, у которой уже есть дети. «А чем ребенок, который еще не родился, для вас отличается от того, который родился?» Кем был для вас первенец, когда вы его ждали? Когда он, по-вашему, стал человеком? А это дитя чем от него отличается? Как когда-то вы ждали того ребенка, так и этого сейчас ждете, он тоже ваш ребенок».
«А с первым ребенком у вас всё было безоблачно? Довелось ли вам преодолеть какие-то трудности ради того, чтобы он родился?» Как правило, и с предыдущими детьми женщине приходилось преодолевать какие-то трудности, если не в период беременности, то уже после рождения точно. Возможно, окажется, что ради детей она перенесла много трудностей. И возникает следующий вопрос: если уж она способна пожертвовать чем-то для своих рожденных детей, может ли она пойти на это и для этого ребенка? Ведь когда она увидит его, когда встретит, то ее радость окупит все жертвы, ей уже захочется о нем заботиться. Предложите женщине представить, что этот ребенок уже родился, и она берет его на руки. Когда малыш появляется на свет, многие женщины уже не могут от него отказаться. Фактически аборт является отказом от ребенка, отказом пускать его в свою жизнь.
4. Хотите ли вы иметь детей?
Это вопрос очень тонкий и очень сложный. Важно задать его вовремя, с большим тактом и вниманием к женщине. Можно ведь его задать грубо: «Ты вот хочешь сделать аборт. А ты вообще-то хочешь иметь детей?» И тогда будет получен шаблонный ответ: «Да, вообще хочу – я нормальная женщина. Но сейчас мешают обстоятельства».
Поэтому этот вопрос должен быть очень деликатно задан, чтобы избежать штампа в ответ. Цель этого вопроса – заставить женщину задуматься о своей жизни в целом, о своей судьбе, представить свою жизненную перспективу, вспомнить о духовных ценностях. И она уже не будет привязана к этой конкретной жизненной ситуации, которая толкает ее на аборт. Она подумает о себе как о человеке и как о женщине. Она вообще хочет иметь детей? Чем будет наполнена ее жизнь? И тогда этот взгляд на собственную жизнь в перспективе поможет ей понять, что на самом деле она хочет иметь детей.
Отвечая на этот вопрос, женщина может рассказать про свои страхи. Нужно выслушать ее, обсудить какие-то важные моменты, возможно, помочь избавиться от каких-то негативных стереотипов.
5. Что вам мешает родить этого ребенка?
Теперь мы даем возможность женщине рассказать об обстоятельствах, которые толкают ее на аборт. Это очень важный вопрос, потому что эти обстоятельства нужно обязательно с ней обсудить. Дать возможность женщине ответить на этот вопрос развернуто, рассказать о проблемах, страхах, сомнениях, из-за которых она решилась на аборт. Возможно, вашей собеседнице станет легче просто от того, что вы ее выслушали, отнеслись с пониманием. После этого необходимо дать ей возможность посмотреть на проблемы с другой точки зрения, так как, скорее всего, она настолько на них сосредоточена, что не видит никаких других выходов из сложившейся ситуации, кроме аборта.
Можно спросить ее: «А как должны измениться обстоятельства, чтобы вы решились родить ребенка?» И обсудить вместе с ней, что можно сделать для того, чтобы эти обстоятельства стали реальными, и действительно ли только при таких обстоятельствах можно родить ребенка? Надо попробовать обсудить с ней различные варианты решения проблемы – могут найтись простые решения.
Есть женщины, которые из-за недовольства своей жизнью идут на аборт, чтобы не доставлять будущему ребенку неприятности. Они говорят: «Всё равно он будет расти без отца», или в нищете, или ожидают каких-то других трудностей.
На эти аргументы существует достаточно жесткий ответ, но он иногда помогает. Можно спросить: «А если бы сейчас ваш ребенок мог подать голос, мог бы сам своей судьбой распоряжаться, то, как вам кажется, что бы он ответил?» Тут мы опять же «оживляем» ребенка в глазах матери, так как одна из основных проблем аборта – то, что женщина совершенно не воспринимает «плод» как живого человека. Она его воспринимает исключительно как обстоятельство своей жизни. И этим вопросом мы открыто ставим перед ней альтернативу: мы называем аборт не медицинской операцией по восстановлению месячного цикла, а лишением ребенка жизни, фактически его убийством.
6. Почему вы считаете, что имеете право сделать аборт?
Можно задать такой глобальный вопрос. Женщина может сказать: «Это юридически не запрещено». Тогда можно задать следующий вопрос: а считает ли она, что всё, что юридически разрешено, является нравственно допустимым? Да, после аборта в тюрьму ее, конечно, не посадят. Но вот с нравственной точки зрения как ее поступок будет выглядеть для нее же самой? Беременная женщина может ответить: «Но я же могу распоряжаться своим телом!» Тогда можно спросить: «А почему вы уверены, что это полностью ваше тело? Вы уверены, что именно у этой части вашего тела такой же пол, как у вас? А где вы видели части тела, у которых была бы другая группа крови?»
Вопрос можно задать и таким образом: «Чей это ребенок?» обычный ответ: «Мой и моего мужа (парня, мужчины), конечно же». Верующей женщине следует сказать, что на самом деле это Божий ребенок. Просто он вверен родителям на какое-то время, чтобы они о нем заботились. И нельзя так вот просто распоряжаться тем, что не принадлежит тебе полностью. Ребенок дан матери и отцу на время, для воспитания и заботы, за судьбу этого ребенка они будут держать ответ – высший ответ перед Богом.
7. Как вы представляете себе процедуру аборта? Известно ли вам о ее последствиях?
Тут можно рассказать о том, что женщина-то сама, конечно, будет под наркозом, но… Во-первых, аборт – это операция, проводимая фактически вслепую. Многие думают, что во время аборта врач видит всё, что делается внутри. Но ведь аборт – это не полостная операция, когда, к примеру, разрезается брюшная полость. В случае аборта инструмент вводится в полый орган (матку), находящийся внутри тела. Врач делает операцию под контролем УЗИ и фактически на ощупь.
Многие врачи говорят о несомненном вреде аборта для здоровья женщины. К примеру, доктор медицинских наук, профессор, директор Центра клинико-морфологической диагностики репродуктивной патологии Санкт-Петербурга Борис Глуховец в своих научных работах пишет: «Операции искусственного прерывания беременности даже в первоклассных гинекологических стационарах могут осложняться серьезными повреждениями шейки и тела матки, развитием маточных кровотечений, являются факторами риска по возникновению других осложнений, что может привести даже к летальному исходу». Не говоря уже о том, что искусственные аборты являются одной из главных причин дальнейшего невынашивания беременности и вторичного бесплодия.
Профессор Глуховец приводит следующие данные:
· Аборт как причина вторичного бесплодия составляет в нашей стране до 41 %;
· После аборта частота самопроизвольных выкидышей увеличивается в 8-10 раз;
· Около 60 % первородящих женщин в возрасте старше 30 лет страдают невынашиванием беременности в связи с предшествующими многочисленными абортами;
· У 38 % пациенток после искусственного аборта на протяжении как минимум двух месяцев не может нормализоваться менструальный цикл.
После рассказа о медицинских последствиях аборта, можно спросить у женщины: известно ли ей, что бывают не только физиологические, но и душевные последствия аборта? Знаком ли ей такой термин, как «постабортный синдром»? Тут можно повести беседу таким образом: «Знаете ли вы пожилых женщин, которые делали аборт много лет назад? Как они сейчас оценивают те обстоятельства, которые вынудили их сделать аборт: считают ли они эти обстоятельства действительно значимыми или нет? Что они переживают сейчас в душе?» Можно порекомендовать вашей собеседнице откровенно поговорить с кем-то из ее знакомых или родственниц, прошедших через это.
Очень важно, как это событие видится спустя годы, особенно когда жизнь подходит к концу. Чтобы женщина задумалась о том, чего она на самом деле хочет – в ближайшие полтора года плохо спать по ночам, вставая к своему ребенку, или потом всю жизнь мучиться угрызениями совести.
8. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кому выгодно, чтобы массово совершались аборты?
Аборт как операция известен давно, но с нравственной точки зрения всегда осуждался. Сейчас же это не только не осуждается светской мировой общественностью, но фактически приветствуется. И в связи с этим возникает вопрос: если отношение к абортам в обществе так сильно изменилось, значит, есть кто-то, кто заинтересован, чтобы общественное мнение было именно таким. Кто это и в чем его интерес?
Можно затронуть духовный аспект, сказав, что идет духовная борьба за душу матери. Потому что решение об аборте – это решение, которое останется на совести женщины.
Но есть и практические аспекты из мира житейского. Абортивное сырье – это плацента и стволовые клетки, очень дорогое сырье, которое широко используется, и добывать его нужно в промышленных масштабах. Конечно, вряд ли аборты были легализованы именно с целью получения этих материалов, но сейчас фармацевтические и косметические концерны делают на них огромные деньги. Здесь есть вполне прагматичный интерес, чтобы число абортов не сокращалось или, если сокращалось, то незначительно. И дальше можно спросить женщину – согласна ли она отдать своего ребенка на абортивное сырье?
9. Кто в вашей семье против ребенка, а кто за?
Возвращаясь к жизненным обстоятельствам женщины, можно задать и такой вопрос. Сначала лучше спросить, кто против ребенка. Потому что может получиться так: женщина скажет, что все против, и даже всех назовет поименно. И дальше можно согласиться, что, действительно, под таким давлением сложно отстоять свое мнение. Но она сама-то хочет ребенка? И дальше дать ей возможность подробно рассказать о том, почему она не хочет, что ей мешает.
Возможно, выяснится, что кто-то из родственников действительно против. Какие аргументы они приводят? Почему они это делают? Выяснив эти важные обстоятельства, необходимо помочь женщине отстоять свое решение родить ребенка.
Очень важно узнать, а есть ли хоть кто-то, кто за ребенка и могли бы эти родственники оказать ей моральную поддержку.
10. Какая вам необходима помощь, чтобы вы приняли решение родить ребенка?
Необходимо спросить у женщины, чем именно вы можете ей помочь. Этот вопрос правильнее задавать в конце беседы, чтобы женщина уже успела высказать свои сомнения и страхи и после того, как некоторые из них окажутся иллюзорными, перед ней появится реальная альтернатива аборту. Для себя же важно понять, что ваша помощь в сохранении жизни хотя бы одного ребенка – это лепта в дело спасения и своей собственной души. Можно посоветовать ей обратиться в организации, которые помогают беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Такие организации есть в разных городах России.
Подготовила Наталья Нарышкина
Вставка:
Пришла как-то к старцу бедная семейная пара. «Отче, – говорит супруга, – я ожидаю ребенка, а у нас уж и так четверо детей; если пятый родится – не проживем. Благословите сделать аборт». «Вижу, живется вам не просто, – отвечает старец, – что ж, благословляю вас убить своего ребенка. Только убивайте старшую дочь, ей ведь уже пятнадцать лет, пожила уже на свете, кое-что повидала, а тот кроха и лучика солнечного еще не видел, несправедливым будет лишать его этой возможности». Муж с женой закрыли лица руками, зарыдали – и отступились от задуманного.
Христианская притча
Подверстка:
В июле этого года в Москве прошел первый Международный фестиваль «За жизнь – 2010: социальные технологии в защиту семейных ценностей». Участники фестиваля выступили с рядом инициатив, среди которых законодательный запрет абортов и принятие детей-отказников в церковные детские дома. Фестиваль собрал более 300 гостей и участников из России, Беларуси, Украины, Армении, Польши и Хорватии. Участники представили работы по номинациям: работа с женщинами и семьями в состоянии кризисной беременности; технологии правовой защиты традиционных семейных ценностей; образовательные программы; публикации о деятельности организаций в защиту жизни и проблеме абортов; художественные произведения; церковно-приходская работа и другим.
Говорит председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви архимандрит Пантелеимон (Шатов): «Любое убийство – зло, но сложно представить себе что-либо отвратительнее убийства беззащитного ребенка. Давно пора назвать убийство – убийством, а не “прерыванием беременности”, ребенка – ребенком, а не “продуктом зачатия”, убийцу – убийцей, а не врачом. Нужно помочь всем виновным в убийствах нерожденных детей осознать чудовищность этого греха и призвать их к покаянию. Необходимо создать в обществе атмосферу нетерпимости к абортам. И, конечно, надо создавать структуры поддержки кризисной беременности, подлинные, а не для “галочки”, социальной защиты молодых матерей, помощи многодетным и неполным семьям».
Говорит президент Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей», главный редактор газеты «Вифлеемский глас» Сергей Чесноков: «Насколько критична ситуация, все поймут нынешней осенью, когда проявится недобор в школы и вузы. Уже закрываются целые школы не только в селах, но и в городах. Масштабы проблемы в цифрах таковы: ежегодно регистрируется 1 миллион 160 тысяч официальных абортов. Но эта цифра не отражает всей полноты картины, потому что те аборты, которые осуществляются в частных клиниках, никак не учитываются. А там их делается по разным оценкам раза в два-три больше. Для православного сознания нет разницы между плодом “образовавшимся” и “еще не до конца образовавшимся”. Потому что начало человеческой жизни происходит в момент зачатия – нет разницы во второй день со дня зачатия, или через неделю, или через девять месяцев».
(194)