Укажите мне край, где светло от лампад…
http://blogs.mail.ru/mail/deniza65/A06B2A68CC72EB6.html
Очерки Натальи Сухининой
«В моем доме творится что-то страшное. Я живу одна, муж умер, дочка вышла замуж. И вот как ночь, то хоть из дома беги. Ясно слышу — по квартире кто-то ходит. Тяжело, медленно… Даже двери шкафа открывает. Один раз проснулась, а этот «кто-то» надо мной склонился, я его не вижу, но чувствую. Закричала, вскочила, включила свет, нет никого. Рассказываю, не верят мне, говорят, крыша поехала…»
(Из письма читательницы).
Каждой строчке этого письма, каждому слову верю. Да и как не поверить, если заполнили наши дома подобные «гости». Как только не величаем мы их, от официально-торжественного — «полтергейст» до панибратского «барабашка«. Да, живут. Да топчутся по нашим домам, особенно ночью. Но мы вам хоть и сочувствуем, но не поможем. Потому что помочь себе вы можете только сами. А вот как — попробуем подсказать.
Сразу оговорюсь: есть дома, которые защищены от подобных посетителей. Их там не может быть. Им там попросту нечего делать. Это дома освященные. Авторы писем на сто процентов живут в неосвященных домах. И вот отсюда, от печки в неосвященном доме, давайте и начнем плясать.
Какой он, неосвященный дом? Тот, который не посетил батюшка и в котором не отслужил чин освящения. Конечно, мы можем считать, что это не важно, живем — хлеб жуем, иногда и в церковь выбираемся, а уж еще и домой батюшку звать — не перебор ли?
Но давайте вспомним, что говорят по этому поводу авторитеты.
Самые древние, ветхозаветные, говорят вот что: «Кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не обновил его». Это закон Моисеев.
А вот и Новый Завет. Мытарь Закхей, человек грешный, ростом маленький, влезает на смоковницу, дабы увидеть Иисуса Христа. И Сын Человеческий идет в дом сего грешного человека, и на ропот тех, кто позавидовал и осудил, сказал: «Ныне пришло спасение дому сему… ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Во время освящения дома батюшка обязательно вспомнит эти строки Евангелия от Луки, прочитает их. В них ответ на многие наши вопросы и недоумения.
Взыскать и спасти погибшее… Церковь своими молитвами, таинствами, самим уставом своим, обрядами и чинами пытается спасти нас, душу нашу, но спасти можно только того, кто хочет спастись, ведь и за соломинку надо ухватиться, приложив усилия: подготовить наш дом к празднику, к его своеобразным крестинам — освящению.
Конечно, мы сразу бросимся клеить обои, красить окна, натирать паркет. Наверное, это неплохо, но здесь есть опасность прособираться еще несколько лет, ведь принцип жизни «завтра, завтра, не сегодня» нам очень даже не чужд.
Поэтому дерзну посоветовать: оставьте смену обоев до лучших времен, а, засучив рукава и перекрестившись, принимайтесь вывозить потихонечку грязь. Нет, нет, я не бросаю тень на вашу аккуратность и чистоплотность. Я имею ввиду грязь духовного свойства, кою мы и за грязь-то не считаем.
Вот, к примеру, в книжном шкафу чего только не понапихано. Вот тут и полно всяческой грязи, которой не должно быть в освященном доме. Конкретно? Пожалуйста. Сборники анекдотов, от которых хоть сквозь землю провалиться, журналы с безстыдными иллюстрациями. Много всего, много.
А теперь зорко всмотримся в привычный наш интерьер. Изящная статуэточка мерзопакостного рогатого героя народных сказок. Спрятался, негодяй, за хрустальную вазу и глядит исподлобья — может, не заметят? Заметили, и без жалости, без раздумий, без охов и вздохов — на помойку.
Стоит дорого? Здоровье дороже. А духовному здоровью вообще нет цены.
Сколько раз стройная японка в условном купальнике подмигивала вам с большого, в полстены, календаря в ванной. Она — вам, вы — ей. После того, как батюшка окропит святой водичкой каждый угол вашего жилища, подобные гостьи не будут вам докучать. А эту отправьте вслед за дорогостоящей статуэткой.
Ваши решимость и нестяжание будут вознаграждены тем, что станет спокойно и мирно дышать в собственном доме. И детям, и внукам, и даже тем детям и внукам, которые пока не родились. Только, пожалуйста, не дарите никому этих скверных вещей, потому что такой подарок греховен. Мне он во вред, а вот любимому племяннику в самый раз…
Теперь в нашем доме чисто.
А вот есть ли в нем уголок для икон, для святой воды? Конечно, понятие «красный угол» сейчас несколько условно. Прошли времена, когда уже при закладке дома определялось его место: и чтобы на восток, и чтобы по центру.
А мы, въезжая в квартиру, радуемся прежде всего, что санузел несовмещен, и балкон не на проезжую часть, до красного ли угла нам? Потому любой свободный угол в нашем доме — красный. В нем и хорошо разместить иконки, святыни, повесить лампадку.
Конечно, прежде всего в доме должны быть иконы Спасителя и Божией Матери, иконы святых, которым молимся мы о благополучии семьи (напомню, что это мученики исповедники Гурий, Самон и Авив, мученики Адриан и Наталия, блаженная Ксения Петербургская, апостол Симон Кананит).
Надо, чтобы в освященном доме нашла место и икона «Неопалимая Купина», ведь она сбережет наш дом от пожара, если мы будем молиться ей, ее хорошо поместить над входной дверью со стороны квартиры.
И еще хочу рассказать об одной удивительной иконе, называется она «Спорительница хлебов«. На ней изображена Божия Матерь, восседающая на легком облаке. Под Ней, среди трав и цветов, ржаные снопы.
Эта икона была написана в 1889 году по благословению Оптинского старца Амвросия.
Говорят, когда был голод, крестьяне, жившие рядом с Оптиной пустынью, вешали списки этой иконы по своим избам и тем спаслись.
С тех пор принято считать, что хранит она дом от голода. Разве не место «Спорительнице хлебов» над обеденным столом, на нашей кухне, где мы будем возносить ко Господу свои молитвы перед трапезой и благодарить по окончании ее? Вроде и не голодаем, но ведь от тюрьмы да от сумы…
И вообще, как говорил один батюшка, икон в доме должно быть много, и в гостиной, и в спальне, и на кухне. Над кроватью малыша обязательно повесьте иконочку его святого, Божией Матери, Ангела-хранителя.
В своей спальне найдите место для венчальных икон, которыми благословлял священник ваш брак во время венчания. Святая вода, кусочки просфоры должны тоже находиться в святом месте. И вообще святую воду надо не хранить, а с молитвой ежедневно потреблять, следя за тем, чтобы она не кончалась.
Конечно, все домочадцы должны носить нательные крестики. Надеть и не снимать ни под каким видом. Вспомните из страшных сказок детской поры — где обычно обитают лешие и разная прочая нечисть? В банях. А почему? Человек приходит в баню, снимает крест…
Предупреждаем, как Минздрав: неношение креста опасно для вашего здоровья. Удивительно, как меняются времена. Помню, зубрила в школьном детстве стишок «Смерть пионерки» Багрицкого: «не противься, Валенька, он тебя не съест…» А теперь у милой девчушки поверх модной майки с трафаретами из английских слов кокетливо висит на изящной цепочке крестик, вроде как «читайте, завидуйте».
Крест нательный. Его носят на теле и прячут от чужих глаз, лишь батюшки носят свои священнические кресты поверх одежд. Традиционный русский крест восьмиконечный с надписью на обороте: «Спаси и сохрани», приобретать его надо только в храмах, в иконных лавках, в полной уверенности, что он освящен.
Совсем недавно батюшка в храме рассказал:
— Пришла женщина, пожилая уже, в слезы — ой, батюшка, ой, миленький, у меня дома прямо беда — завелась нечистая сила, свистит по ночам, то на кухне, то в прихожей, а то прямо у меня над ухом. Мне люди посоветовали — пригласи священника, освяти дом.
Прихожу. Ну хоть бы где иконочка, простенькая, бумажная. А на стене маска этого, не к ночи будет помянут,- Мефистофеля… Крест, спрашиваю, носишь? Носила, но цепочка оборвалась. Давно? Глаза прячет. Милая, говорю, да в твоих хоромах не только свистеть будут, пятки тебе скоро поджигать начнут… Без креста, без икон — это ж как без руля и без ветрил.
Не зря говорят святые отцы — где нет в домах икон, там живут демоны. Вот почему, когда священник приходит освящать жилище, он читает особенную заклинательную молитву, чтобы очистить «те дома, которые терпят козни и напасти злых духов». Читаются также и псалмы, в которых церковь ободряет жильцов, что будут они отныне жить в своем доме под сенью Бога и «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему». Добавлю сюда: не приблизятся барабашки, домовые, привидения, полтергейсты (недостающее дописать).
На каждой стороне дома (север, юг, восток, запад) начертает священник крест. Крест отныне появится и над вашей входной дверью. Вот уж поистине замок с секретом, от многих непрошенных гостей убережет он теперь наше жилище.
Чин освящения дома очень красив. Благодатная его сила. Домочадцы сразу чувствуют некую перемену то ли в воздухе, то ли в настрое души. А опытные пастыри, ревностные молитвенники, войдя в дом, сразу могут определить, освящен он или нет. В безбожном доме дух тяжелый, говорят.
Есть дела срочные, неотложные, есть такие, с которыми можно повременить. Если полетели у нас пробки, или с сантехникой что, или с телефоном — бежим, скандалим, принимаем меры. Дом освятить — годами собираемся. А ведь куда проще — прийти в храм, подойти к свечному ящику:
— Хочу пригласить батюшку…
Как трудны и мучительны эти несколько шагов и эти несколько слов. Оно и понятно, ведь бесы, вольготно расположившиеся у наших холодильников, под нашими пледами, в наших шкафах, гогочущие, хрюкающие, стаскивающие с нас одеяла, творящие в наших квартирах свое изощренное бесовское непотребство, очень опасаются быть выкинутыми на улицу, стать бомжами, лишиться крова. Вот и борются за место под солнцем. Не пускают нас в храм, тянут волынку, внушают, что есть дела поважнее и посрочнее, а это, это мы успеем, куда нам торопиться.
А торопиться надо. Мы живем сейчас, как никогда, в мире нагроможденных друг на друга искушений, и каждый шаг наш, как по минному полю, везде подстерегает нас окаянная бесовская вольница. Маленький островок спасения в этой пучине зла — наш дом. Мой дом — моя крепость. Так говорили древние. Так говорим сейчас мы. Но в нашей крепости мы скорее отсиживаемся от многолюдья, суеты, перегрузок на работе, но никак не от невидимой брани, от летящих стрел из дьявольской натянутой до предела тетивы. Об этой брани мы знаем понаслышке, а чаще и вовсе не верим — да полноте, мы же взрослые люди… Но разве не взрослые люди пишут в редакцию письма с мольбой о помощи или бухаются в ноги к батюшке — приди, отец, отгони вражину!
… В самом конце чина освящения дома произносится ектения. Это прошение ко Господу о благословении дома, чтобы послал Он Ангела-хранителя, стража нашему жилищу и всех «в нем благочестно жити хотящих».
И вот освящен наш дом. Мы поздравляем друг друга и приглашаем по традиции батюшку разделить с нами праздничную трапезу. Здесь же, за трапезой, и поговорим о многом, что волнует, смущает, безпокоит. В храме священника дергают, отвлекают, сам он смотрит на часы. А здесь есть некоторое время для неспешной духовной беседы. Сколько вопросов у нас, как мало мы знаем, как много хотим знать.
А теперь, после освящения дома, нам надо знать и это. В освященном доме не сквернословят, не курят. Перед сном в нем читают вечерние молитвы и просят прощения, если кого обидели за день. Утро начинают, перекрестившись перед иконой, помолившись, помянув родных и близких, как живых, так и усопших.
В освященном доме не напиваются до потери пульса и не едят скоромного в постные дни. Все это будет поддерживать в нашем доме ту самую духовную чистоту, которая для бесов хуже всякого рвотного. А еще добрый совет дала мне одна благочестивая христианка:
— Ты когда квартиру уберешь, пыль вытрешь, ковры пропылесосишь, покропи ее святой водичкой. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа… Ходи и кропи, и приговаривай. Знаешь, как хорошо сразу будет дышать.
Хорошее средство. Проверенное. И вам советую… «Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж», — написано в 126-м псалме.
Какие бы хитроумные замки мы не врезали, каких бы волкодавов не натаскивали, на какие бы крупнокалиберные обрезы не тратились, не будет покоя в наших жилищах. Бесу одинаково начихать и на Бобика, и на Рекса, и на склад боеприпасов в кладовке. Он не даст покоя нашей душе, пока мы не вознегодуем, наконец, на его хамство и безпардонность и не объявим ему войну. Войну не на жизнь, а на смерть. Войну невидимую для глаз, но очень спасительную для души. Широкий арсенал средств ради этой победы вручила в наши руки Церковь. Не отчаивайтесь. Победа будет за нами.
(206)