«С любовью встретиться — проблема трудная»
Перед каждым добрым делом, как говорится, нужно помолиться. И тем более перед тем, как выбирать невесту. Ведь молитва, как увеличительное стекло, собирает все силы нашей души и тела в одну точку, в сердце, и направляет в одну сторону — туда, где находится любимый человек. Только этот лазер молитвы способен прожечь всю толщу эгоистической самовлюблённости и зажечь в одном сердце двоих людей любовь. Потому что Господь, Которому мы молимся за любимого человека, по словам святых отцов, ближе к нему, чем его дыхание.
Но это совсем не значит, что молитва — это заказ в небесную канцелярию на человека, который должен быть «поставлен» в определённый срок и который мне больше подходит, да ещё и с гарантией на случай развода: «Господи, дай мне ту-то, и с такой-то фигурой, и чтоб… и т.д. и т.п.». Здесь, скорее всего, подходит иной тон обращения, посмиреннее: «Господи, она ли, вон та девушка на остановке? Ну и что, что она в джинсах в обтяжку, а может, она в храм едет? Зачем ещё вставать в такую рань в воскресенье?»
Здесь, думаю, возникает множество вопросов, которые часто приходится слышать, но ответ на которые, честно говоря, не хочется принимать. Часто убеждаешь себя: «А может быть, всё намного проще. Может быть, не стоит слишком уж задумываться над этим: познакомился, пленил, победил… А то так и поседеешь и не поймёшь, то ли от старости, то ли от думанья?» И всё это действительно проще, но дело в том, что современный человек сложен. И общение между людьми даже в церковной среде обусловлено множеством социально-культурных прослоек, которые мы не можем не учитывать при выборе невесты. Как же понять, наконец-то поразгребав всё это множество «но», она это, Богом мне данная, или не она? Но не будем забегать вперёд — в Православии ведь всё постепенно, и осознание того факта, что это всё-таки она, тоже.
«Одной-единственной ждём, как чуда»
Один из первых вопросов, которые возникают на этом крестном пути всех порядочных женихов, звучит приблизительно так: «Неужели Бог мне невесту определяет, как в стаде паруют самку и самца?» Ну конечно же нет. Бог, как говорит Иоанн Дамаскин, не предопределяет, а предвидит, что или кто для нас лучше. Ведь вы даже у своих друзей спрашиваете: «Как она тебе?», часто подразумевая при этом вполне осязаемые данные. Мы интуитивно как бы проверяем самих себя в своём выборе, потому что с боку-то лучше видно «брачок», который со временем может перерасти в брак-о-разводный процесс. А тем более «сверху» Богу лучше видно душу человека.
Припоминается тут один случай из жизни «служки» Серафима Саровского Мотовилова. Узрел он как-то одну рабу Божию, которая и в церковь ходила, и косынку неукоснительно носила, и акафисты читала… ну весь православный макияж налицо. Казалось бы, что же ещё нужно для человека, которого вы хотели бы видеть в роли своей будущей благочестивой супруги? Вот Мотовилов и пошёл брать благословение на брак. Каково же было его удивление, когда старец с детской невозмутимостью ответил, что не знает такой для него у Господа, а есть другая, и она ещё совсем ребенок. Конечно же, Мотовилов не послушал и всё-таки сделал ей предложение, и ему повезло — они не поженились. Осчастливила же его именно та, которая у Господа для него была. Но это не значит, что Господь нам навязывает пару. Он просто предвидит, зная нас лучше нас самих, кто нам больше по сердцу. Иными словами, это значит, что до своей невесты нужно просто дорасти, не только телесно, но и психологически, и духовно созреть, чтобы не сорвать плод зелёным прежде времени, то есть не жениться по страсти.
Понятно, что далеко не каждый из нас настолько духовно опытен, чтобы различить под «православным макияжем» жало страсти, которое со временем даст о себе знать. Но самое главное, мы чётко должны давать себе отчёт, что яд этой страсти живёт в нас самих, и это мы делаем вполне осознанный выбор: кратковременное наслаждение в формальном браке — или ответственность за человека перед Богом в браке духовном. Святой Иоанн Лествичник во избежание самооправдания со стороны мужчин говорит бескомпромиссные слова: «Если бы Господь не дал женщине стыда, то не спаслась бы ни одна плоть». И мы снова возвращаемся на круги своя: для того чтобы наша избранница не стала детонатором для наших страстей, нужно молиться, чтобы Бог сохранил от несчастного брака, ведь жертвы таких ошибок очевидны — это не только мы сами, но и наши будущие дети.
«Скажи, узнать мы могли откуда, что ты моя, а я твоя любовь и судьба?»
Вопрос номер два, думаю, вполне очевиден: «Вот она, вот он я», — как поёт Шевчук. И если я молюсь, чтобы Господь мне её послал, то как мне её случайно не пропустить, как узнать, что вот наконец и наступил тот долгожданный момент встречи со своей судьбой? Действительно, мы же не святые отцы, которых непосредственно посещают откровения от Бога, как Адама в раю. У нас, простых смертных, ситуация похожа на то, как если бы вы договорились по телефону встретиться с девушкой, которую вы никогда не видели. Вы знаете какие-то общие черты её образа и место встречи, и у вас ещё присутствует надежда, что всё остальное вам подскажет сердце. Это значит, что молясь о человеке, которого вы никогда не видели, вы уже имеете внутреннюю духовную связь с ним, вы имеете возможность осмыслить свой выбор, взглянуть на него творчески, сквозь призму своего сердца. Ведь правильное и трезвое понимание своего внутреннего мира — вот путь к правильному выбору своей половинки. Потому что сердце, как говорил святой Иоанн Кронштадтский, это и есть весь человек. И со временем вы начинаете понимать, что если к вопросу о выборе невесты подходить разумно, то это очень интересный и глубокий творческий процесс, в котором берут равноправное участие как Бог, так и те, кто влюбляется с Богом в сердце. Как ёмко выразился Иоанн Златоуст: «Человек предполагает, а Бог располагает».
Вы предполагаете, например, трезво оценивая свои материальные возможности и интеллектуальный потенциал, что она будет одного с вами социального статуса. Ведь тогда есть шанс, что вас не купят, как симпатичный экспонат в прихожую богатой невесты, а наоборот, вы будете помогать друг другу преодолевать те же материальные и связанные с ними психологические трудности. «Кто взял богатую жену, тот взял себе госпожу. А кто взял равную себе и беднейшую, тот взял себе помощницу и сотрудницу» (свт. Иоанн Златоуст).
Вы, конечно же, предполагаете, что её образование не будет уступать вашему, ведь иначе, как говорит преподобный Макарий Оптинский, мы искушаем свою половинку искать общения «на стороне». Вы, конечно же, хотели бы, чтобы её возраст соответствовал вашему, ведь большая возрастная щель грозит перерасти в огромный мировоззренческий катаклизм. Факторов, которые мы для себя определяем как важные, может быть больше или меньше, но их наличие обязательно. Это очень важно, потому что мы мыслим и тем самым осмысляем Промысл Божий о нас, делая вполне осознанный выбор — идти навстречу Промыслу или нет.
Понятно, что всё вышесказанное не значит, что нам должны в «небесной канцелярии» склепать девушку под заказ. Мы просто надеемся, рассчитываем свои силы таким образом, чтобы на полдороге не бросить креста семейной жизни, когда будет последнее хуже первого (Мф. 12, 45).
Место встречи лучше не менять…
Но самое главное — мы знаем, где искать нашу избранницу. Конечно же, во всяком правиле есть исключения, но всё-таки «место встречи изменить нельзя» — это храм, то есть церковная среда. Это значит, что я хотел бы, чтобы девушка, о которой я молюсь, была церковной во всём строе своей жизни, а не в «камуфляже» церковности. Ведь религиозность, а точнее церковная религиозность, обнимает самые глубинные черты человеческой жизни. Именно религиозность рассматривает личность целомудренно, то есть целостно, во всей её совокупности. Внешняя красота человека, его разум или характер, которые, как нам кажется, нам «подходят», — всё это лишь кусочки, из которых состоит человек. А вот церковная религиозность создаёт особенный привкус всей человеческой жизни, её нравственное качество, которое поддерживается благодатью. И если нет единства в этой морально-этической основе человеческих отношений, то они просто при первых же трудностях погибнут, как семя, которое упало при дороге похоти, или на каменную почву блуда, или в терния корыстных отношений. А ведь как посеешь, так и пожнёшь.
И если вы серьёзно задумывались о своей будущей избраннице и разумно молились о ней, то, имея такие подробные описания её невидимого, духовного образа в своём сердце, вы вряд ли пропустите её. Потому что совесть порядочного жениха — неподкупная таможня. Она так же зорко замечает то, что нам полезно, как и то, что нам повредит.
Что скажет совесть?
Мы не зря вспомнили о совести. Именно здесь появляется вопрос номер три. Он самый основной — и поэтому кажется немного непонятным. Это вопрос о внутреннем мире. О том самом, о котором говорил Господь: мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Св. Иоанн Кронштадтский в своё время заметил, что счастье — это и есть мир в душе. Наш образ жизни, наше мышление и наши чувства создают условия в нашей душе, которые благоприятствуют водворению этого мира. Соответственно, если мы мыслим о какой-то девушке как о своей невесте и эти мысли разрушают мир в нашем внутреннем государстве — значит, мы неправильно мыслим о ней. Здесь не идёт речь о нормальных переживаниях юноши при встрече с девушкой — они только скрашивают отношения. Речь идет о потере элементарного здравомыслия и здравочувствия, когда инстинкты навязывают сердцу любовь.
Представьте себе. Вот вы, взвесив свои мысли и свои чувства, решились: «Это она, и мне стоит всё-таки идти и познакомиться». До того момента, когда вы приняли наконец это решение, больше преобладал ваш труд. После же этого трудится Господь. Он или благословляет ваше намерение, и вы обретаете дерзновение на этот шаг, или, что, конечно же, досадно, вы испытываете внутреннее смущение при одной только мысли о знакомстве. И как бы вы ни описывали все достоинства вашего выбора, ваш неподкупный пограничник, который бдит на грани реального и ирреального, — совесть — однозначно заявит, что это не она.
Святой Амвросий Оптинский в одном из своих писем говорит, что если даже все ваши близкие настаивают на вашей женитьбе, а вы при этом испытываете смущение, то, несмотря на временные неудобства в отношениях с ними, надо отказываться. Потому что на кон поставлен вопрос о вечности, о спасении. В этом отношении враги человеку — домашние его (Мф. 10, 36). Ваша невеста в этом и является вам помощницей, а вы ей. И если с точки зрения этой стратегической перспективы нашей жизни мы выбираем себе невесту, то думаю, проблем на таможне с пограничником нашего внутреннего государства не будет.
Итого…
Можно сказать, что выбор невесты — это своего рода итог всей нашей предыдущей жизни и начало новой. Ведь если мы умели правильно принимать решения в любом другом вопросе, не жертвуя при этом моральными ценностями, то сможем и в этом как бы по привычке сделать правильный выбор… или неправильный, тоже по привычке: верный в малом и во многом верен (Лк. 16, 10). Показателен тут случай из жизни одного из архиереев. Когда он ещё учился в академии, то одна девушка неустанно помогала ему практически во всём «малом»: возила передачи, стирала, убирала… и т.д. и т.п. И всё это делала, очевидно, с одной целью — выйти замуж. Она была до конца верна в малом, а студент — в великом: он стал монахом и в благодарность молился о спасении её души.
Конечно же, всё вышесказанное — это только общие принципы построения правильной духовной жизни и правильных отношений с Богом и между людьми. Но у каждого это происходит неповторимо, индивидуально и по-своему интересно.
(16)