Южная часть Прибайкалья с древнейших времен является местом компактного проживания людей и является связующим звеном между югом Восточной Сибири и Забайкальем. По этой причине в сей пограничной зоне сформировались своеобразные хозяйственные и культурные особенности. Население жило за счет рыбалки и охоты и имело весьма своеобразное мировоззрение — смесь христианства с языческим верованием в силы природы. Произошло взаимопроникновение и смешение традиционных верований, культуры и промыслов русских, бурят и тунгусов. Одновременно с освоением края началась активная миссионерская деятельность. Способствовало привлечению инородцев в христианство постановление правительства об отмене уплаты ясака новокрещеными на трехлетний срок.
Из различных источников была собрана информация о церквях, существовавших в 19 — нач. 20 вв. на территории юго-западного Прибайкалья. Всего было найдено сведений о 26 храмах и еще упоминания о четырех церквях, сведения о которых очень скудны. Все эти материалы, так же как и материалы о Култукской церкви, собирали краеведы центра «Лазурит» при Култукской школе №7.
Все эти церкви можно условно разделить на три группы:
1. Церкви в населенных пунктах, в которых проживали преимущественно русские крестьяне и казаки (Тунка, Гужиры, Шимки, Туран, Тибельти, Быстрое, Култук, Утулик, Зактуй, Еловка, Монды, Никольское, Окинский караул);
2. Миссионерские церкви в населенных пунктах с преимущественным проживанием бурят (Талая, Аршан, Торы, Жемчуг, Ниловка, Улан-Горхон, Туран, Харагун);
3. Церкви, возникшие в начале 20 века в связи со строительством Кругобайкальской Ж/Д (Половинная, Маритуй, Слюдянка, Мурино).
Кроме церквей в юго-западном Прибайкалье было построено более двух десятков часовен. Известно, что четыре часовни были вблизи с. Тунка, две вблизи с. Гужиры, две вблизи с. Култук. Часовни строили возле основных путей сообщения в значимых местах, например, на Бычьем камне (возле Гужир), на перевале Нуху-Дабан; в небольших населенных пунктах, пока не было церкви и на выезде из крупных населенных пунктов, где были церкви, например, Култук, Тунка, Гужиры и др.
Благодаря деятельности священнослужителей в юго-западном Прибайкалье впервые появляются церковно-приходские школы:
в 1871 году миссионерская — в Шимках,
в 1876 году миссионерская — в Жемчуге,
в 1885 году училище — в Мондах,
в 1885 году миссионерская — в Окинском,
в 1886 году — при Тункинской Николаевской церкви,
в 1889 году — в Култуке,
в 1894 году миссионерская — при Тункинской Покровской церкви,
в 1895 году — в Ниловой пустыни, в 1903 году — в Паранеевском стане, в 1915 году — в Туране.
По результатам поисковой работы юным краеведам удалось составить хронологию строительства православных храмов в юго-западном Прибайкалье.
Таблица 1
№ |
Год возникн. |
Населенный пункт |
Название церкви |
1. |
конец 17 в. |
станция Никольское |
? «Казачья» церковь |
2. |
1744 |
село Тунка |
Святителя и Чудотворца Николая |
3. |
1820 |
село Тунка |
Покрова Пресвятой Богородицы |
4. |
1851 |
Нилова Пустынь |
Преподобного Нила Столбенского |
5. |
1852 |
село Гужиры |
Святителя Николая Чудотворца |
6. |
1852 |
село Култук |
Святителя Николая Чудотворца |
7. |
1863 |
село Шимки |
Михаило-Архангельская |
8. |
1868 |
Паронеевский стан Койморский улус селоТалое |
Благовещения Пресвятой Богородицы |
9. |
1873 |
село Тибельти |
Пророка Ильи (приписная к Култукской церкви) |
10. |
1874 |
село Торы |
Думская Алексея митрополита Московского (приписная к Гужирской церкви) |
11. |
1875 |
Жимыгитский стан. село Жемчуг |
Святителя Иннокентия Чудотворца |
12. |
1877 |
Окинский караул |
Воскресения Христова |
13. |
1880 |
село Утулик |
Святого Иоанна Предтечи (приписная к Култукской церкви) |
14. |
1882 |
село Еловка |
Святых Петра и Павла (приписная к Тункинской Николаевской, а затем к Гужирской Николаевской церкви) |
15. |
1885 |
Мондинский караул |
Святого князя Владимира |
16. |
1884 |
Паронеевский стан |
Святителя Паронея епископа Ламасакийского
|
17. |
1889 |
село Зактуй |
Святой Троицы (приписная к Тункинской Николаевской церкви) |
18. |
1898 |
Паронеевский стан Койморский улус селоТалое |
Во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. |
19. |
1898 |
Паронеевский стан Койморский улус селоТалое |
Вновь построенный храм Благовещения Пресвятой Богородицы |
20. |
1900 |
Окинский караул |
Троице-Сергиевская |
21. |
1902 |
село Торы |
Новый храм во имя Святителя Иннокентия |
22. |
1902 |
станция Падь Половинная |
Не освящена (в 1906 г. перенесена на станцию Слюдянка) |
23. |
1906 |
станция Слюдянка |
Святителя Николая Чудотворца |
24. |
1908 |
село Быстрое |
Святого Духа (приписная к Култукской церкви) |
25. |
1910 |
село Мурино |
Покровская |
26. |
1915 |
курорт Аршан |
Святых Петра и Павла. (приписная к Кайморской Благовещенской) |
27. |
1916 |
станция Маритуй |
Святых Петра и Павла |
28. |
? |
село Улан-Горхон |
? |
29. |
? |
село Туран |
? |
30. |
? |
село Харагун |
? |
Есть интересные сведения о церкви-вагоне, курсировавшем по Великой Сибирской железной дороге. Он был сооружен в 1895-1896 гг. «на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге в ознаменование рождения дочери императора Николая I Ольги », и назван в честь ее небесной покровительницы — равноапостольской княгини Ольги. На освящении присутствовал сам император Николай I.
Вагон-церковь, вместимостью до 70 человек, был предназначен для поселков, не имеющих храма по линии железной дороги. Снаружи вагон был окрашен синим лаком и отделан позолоченной деревянной резьбой. Окна обрамлялись наличниками. Над входом возвышалась небольшая звонница с тремя колоколами. Стоимость внешней отделки оценивалась в 10000 рублей, а внутренняя отделка стоила 20000 рублей. Особенно роскошным был резной дубовый иконостас.18
Вагон был остановлен во время революции на станции Малый Баранчик Кругобайкальской железной дороги — в Слюдянском районе, где он нередко бывал. Часть имущества Свято-Ольгинской церкви была передана Свято-Никольской церкви поселка Листвянка на Байкале. Дальнейшая судьба вагона-церкви неизвестна.
В настоящее время нашим ближайшим соседом из действующих храмов является новый каменный однокупольный Свято-Троицкий храм в г. Байкальске, находящийся в 40 км от Слюдянки.
По книге протоиерея Алексея Подлосинского
(338)