Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Компьютерные игры: поиск альтернативы. Подросток

источник

Проблема последствий массового увлечения компьютерными играми неоднократно поднималась в последние годы. Врачи и психологи много говорили о том, как часы, проведенные за компьютером, влияют на здоровье и психическое развитие ребенка. Взвесив плюсы и минусы компьютерных игр, большинство приходят к выводу, что необходимо искать им замену. В зависимости от того, перевешивают минусы или плюсы, замену ищут в реальной деятельности или, если плюсов у компьютерных игр видится больше, в виртуальной реальности, но «облагороженной».

 

Альтернативы компьютерным играм:

1. В первую очередь следует назвать ролевые игры. У них много общего с играми компьютерными, разница в том, что вместо виртуального мира, виртуальных героев и оружия выступают люди с реальными (хоть и деревянными) мечами. В ролевых играх, также как и в компьютерных, есть свои условности и правила, есть конкретные задачи, но взаимодействие происходит с живыми людьми, а не с запрограммированными персонажами, что заметно скрашивает и усложняет игру. Еще одно преимущество ролевых игр перед компьютерными – действие обычно происходит на природе, а не в замкнутом помещении с мерцающим экраном, излучающим вредные волны.

2. Спортивные игры (от шахмат до более подвижных) чаще всего называют альтернативой компьютерным играм. Игры, имеющие четкие правила, заставляют ребенка сосредоточиться и приложить физические и моральные усилия для достижения цели. Общение со сверстниками в процессе игр позволяет адаптироваться в коллективе, развить уверенность в себе, проявить лидерские способности, показать себя.

Так, например. Седмица.ru сообщает, что американский пастор Р. Беглей разработал «христианскую альтернативу», компьютерную игру «Катехумен» («Саtechumen», т. е. «новообращенный»). Ее участник исполняет роль христианина, который должен выручить своих друзей из катакомб римского плена, поборов демонов, львов и легионеров силой Слова Божия.
В статье Руденко И.Л. «Скромное обаяние виртуальной реальности»
(http://www.prioritet-school.ru/psyhology/child_n_computer.php)

Оправдывается желание детей играть на компьютере тем, что «любой жанр компьютерной игры отражает глубинные импульсы человеческой жизни, имеющие вековую историю. Например, игры с перестрелками как бы тренируют инстинкт выживания, игры-головоломки типа Тетриса удовлетворяют потребность в упорядоченной реальности, логической обоснованности окружающего. Игры с супергероями отвечают потребности в могуществе, всесилии, подкрепляют желание контролировать ситуацию, управлять ею. Компьютерные игры притягивают детей и взрослых, так как дают возможность проработать свои неосознаваемые потребности и желания». Сказанное, однако, можно принять только при условии, что ребенка не больше, чем общение с друзьями, чтение книг и другие увлечения. В действительности же виртуальный мир настолько затягивает ребенка, что он может с утра до вечера играть в одну игру и «желание контролировать ситуацию» будет реализовываться только в его фантазиях. Умение рассчитывать ходы, чтобы победить противника, принесет результат только в игре, а следовательно, положительный эмоциональный заряд ребенок скорее получит, выиграв игру или пройдя уровень, чем добившись успехов в реальной жизни. Не имея каких-либо достижений в реальности, ребенок больше времени будет проводить в виртуальном мире, где он чувствует себя сильным и успешным.

Конечно, есть развивающие интеллектуальные игры, но «их мизерное количество и пользуются ими подростки так же часто, как читают классическую литературу. А они ее почти не знают» (Ерофеев А. Подсевшие на игру(www.pnp.ru/агchive/14461728.html)

При поиске альтернативы компьютерным играм важно разобраться, почему ребенку, подростку комфортнее в виртуальном мире, чем в реальном. Психологи считают, что

1. Неуверенность в реальной жизни компенсируется уверенностью героя игры. Смысл реальной жизни для ребенка не всегда понятен, тогда как в игре четкие правила. В игре ребенок может победить многих врагов, но в реальной жизни игровые правила оказываются малоприменимы, а часто бесполезны. В виртуальной реальности легче добиваться побед: каждый пройденный уровень воспринимается как ступенька к успеху;

2. Возраст 14 — 15 лет — это разгар пубертатного периода, когда ребенку важно общение. Компьютерные игры изолируют ребенка от реальной жизни. Стремление к общению в основном реализуется через сетевые игры, где участники, находящиеся за разными компьютерами, выступают в одном игровом пространстве. Однако такое «общение» более чем условно. Настоящий человек, скрытый под игровым ником, редко может проявлять свои человеческие качества и для играющего с ним не представляет никакого интереса как личность;

3. Компьютерными играми, особенно всякого рода «стрелялками» и спортивными имитаторами, обычно увлекаются дети, страдающие так называемым синдромом дефицита внимания, то есть не способные концентрироваться на какой-то одной проблеме (www.i-home.ru). Динамические компьютерные игры с постоянным движением и сменяющимися картинками позволяют таким детям чувствовать себя комфортно.

 


В 2005 году в Екатеринбурге после 12 часов непрерывной игры на компьютере погиб подросток. Известно, что мальчик провел за компьютером в несколько раз больше времени, чем позволяют правила. Вернувшись домой, ребенок начал вести себя крайне неадекватно, матери пришлось вызвать для него «скорую помощь». Мальчик был госпитализирован, пролежал в реанимации еще семь дней, после чего умер. Вскрытие показало, что мозг пациента был полностью разрушен.

Медики склонны считать, что компьютерные игры послужили своеобразным катализатором для болезни. Они спровоцировали приступ, дав толчок к развитию патологии мозга, имевшейся у ребенка.

В марте 2007 г. внук избил пожилую женщину за то, что она мешала ему играть в компьютерные игры. От полученных травм 80-летняя жительница Петрозаводска скончалась на месте. В июне 2007 г. 15-летний китайский подросток по имени Ванг убил собственную мать и ранил отца, когда те отказались дать ему денег на посещение игрового клуба. По сообщению издания «Бейджинг Дэйли», трагедия произошла во время банальной ссоры. Отчаявшись добиться от родителей желаемого пособия, малолетний игроман внезапно вытащил из кармана нож и нанес им несколько ударов сначала матери, а затем и отцу, подоспевшему на крики. На допросе молодой человек рассказал, что замыслил преступление еще месяц назад, когда окончательно осознал, что онлайновые развлечения гораздо важнее окружающих реалий.

Правильный компьютер для подростка

— Хотя длительная работа на компьютере, вопреки распространенному мнению, и не вызывает никаких органических изменений, риск появления или прогрессирования уже имеющейся близорукости возрастает. У ребенка может возникнуть компьютерный зрительный синдром, напоминающий конъюнктивит: глаза краснеют, и ощущение такое, как будто в них насыпали песок. Обычно это быстро проходит, но если проявления синдрома становятся постоянными, может потребоваться лечение.

— Очень важно, чтобы рабочее место ребенка было организовано правильно. Стул должен быть со спинкой и подлокотниками, ноги ребенка должны иметь опору, расстояние от глаз до экрана — 50-70 см, взгляд направлен немного сверху вниз, а не наоборот. Экран должен быть установлен так, чтобы на него не попадал прямой солнечный свет и не было бликов. Нельзя заниматься и в темной комнате.

— Шести-семилетние дети могут без перерыва заниматься за компьютером не более 10 минут, ученики 2-3 класса – 15 минут, 4-6 класса – 20 минут, 8-9 класса – 25 минут, 10-11 класса – 30 минут. Эти нормы были разработаны для занятий в компьютерных классах, но их надо придерживаться и дома.

— Когда ребенок сидит часами за компьютером, он замыкается в виртуальном мире и не получает навыков общения, а это пагубно влияет на психику. Кроме того, не реализуется его биологическая потребность в движении.

— Игры не менее утомительны. Увлекаясь, дети просто не замечают усталости, но это до поры до времени. Мы проводили специальное исследование и выяснили, что дети сильно устают от всевозможных «стрелялок» и «догонялок»: ребенок во время игры находится в состоянии психоэмоционального возбуждения, а от него еще требуется моментальная реакция, иначе не выиграешь.

Марина СТЕПАНОВА, заведующий
отделом НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков
Научного центра здоровья РАМН
фото диакона Андрея Сбитнева

 

Назад к списку

(1463)

Перейти к верхней панели