Интернет-издание подготовлено
по материалам сайта «Свет Православия»
По благословению игумена Евмения
http://blogs.mail.ru/mail/deniza65/A06B2A68CC72EB6.html
Укажите мне край, где светло от лампад…
Эта книжечка предназначена новоначальным. Чем она отличается от безчисленных руководств по христианскому благочестию, столь обильно издаваемых ныне? Тем, что она написана в наши дни, в конце ХХ века, тем, что она живая для сегодняшнего дня, тем, что именно сегодня она поможет людям, робко становящимся на пороге православного храма, робко заглядывающим внутрь: «не прогонят ли?»…
Очерки Натальи Сухининой, публиковавшиеся в газете «Семья» в течение последних пяти лет, подсказали многим, потерявшимся среди суеты и безбожия людям, дорогу к храму. Переиздавая их отдельным сборником, мы надеемся, что они помогут и нашим читателям обрести свою тропиночку, а тем, которые считают себя обретшими, возможно, помогут пересмотреть правильность некоторых своих воззрений, а главное — научат быть терпимее к идущим.
Как Вас называть, батюшка?
«Долго собиралась сходить в церковь, но как-то все не получалось. А тут вдруг получилось — сходила. И плакала потом горькими слезами от обиды и досады. Спросить ничего нельзя, старухи злые, туда не встань, отсюда уйди: что я виновата, что ничего не знаю…»
(Из письма читательницы).
Такое письмо не редкость в редакционной почте. Вот еще раз прочитала его и вспомнила, как однажды московский батюшка сделал в своей проповеди вот такое «официальное заявление»:
— Прошу вас, никогда ни о чем не спрашивайте в церкви старушек, они сами бывшие комсомолки двадцатых годов и сами ничего не знают.
Действительно, собственная моя практика, не такая большая, как хотелось бы, убеждает — прав московский батюшка. Ставишь свечку, а чтобы прочнее стояла она в ячейке на подсвечнике, слегка оплавишь ее нижний конец. Подойдет неприветливая такая бабуля, платок на самых глазах, взгляд колючий, вырвет свечку:
— Что делаешь? Нельзя низ свечки подпалять, грех…
Или насчет левой руки уличит:
— Левой рукой свечку?! Ты что, с ума спятила?
Или во всеуслышание отчитает молоденькую девочку, дерзнувшую войти в храм без платка. Или больно толкнет в бок — не стой тут, тут для мужчин место. Ой, как понятна эта обида, как долго не забывается она, и ноги никак не хотят свернуть второй раз на дорожку, ведущую к храму. Но есть таблица умножения, которую мы все в свое время одолели, и теперь уже никто из нас не остановит на улице прохожего: подскажи, приятель, сколько будет дважды два. Точно такая «таблица умножения» есть и в церковной науке. И лучше одолеть ее пораньше, чтобы самому, без лишней опеки и нравоучений, ориентироваться под сводами православного храма. Я приглашаю вас на некий урок, где никаких формул, никаких логарифмов, все предельно просто и понятно. Дважды два…
Приходите в храм пораньше, минут за двадцать до начала службы. Тогда вы и встанете поближе, и будете иметь время в запасе, чтобы купить свечи. Надо ли их обязательно покупать? Конечно, к вам никто не подойдет и не потребует этого, но свеча — малая жертва на храм, и каждая наша лепта с благодарностью принимается Богом. А потом, раз уж пришли в церковь, как не поставить свечу перед святыми иконами, как не помолиться и не попросить… С маленькой восковой свечечки и начинается наше практическое христианство, и наша благотворительность.
Хорошо бы одну свечу сразу поставить к праздничной иконе. Она всегда располагается посреди церкви на аналое (четырехугольном столике с пологой доской). Икона того праздника, который сегодня отмечается. Праздников много, потому иконы на аналое постоянно меняются.
Иногда стоите в храме, а сзади протягивают вам свечку с просьбой передать к празднику. Теперь знаем: это в центр храма, к аналою. Другие свечи можно поставить к образу Спасителя и Богородицы. В каждом храме есть такие иконы, к иконам мы ставим свечи о здравии наших родных. Кроме Спасителя и Пречистой Его Матери, на иконах изображаются святые. Им мы тоже молимся о здравии (перед каждой иконой стоит подсвечник). Святых в Русской Православной Церкви много, и каждый имеет свой дар, свою особенность.
Николай Угодник (он же Чудотворец). Ему обычно молятся о путешествующих. Целитель Пантелеймон — его способность исцелять наши недуги известна хорошо. Иоанн Креститель (Предтеча). После молитвы ему проходит головная боль. Сергий Радонежский — помогает в учебе. Иоанн Златоуст утешает в отчаянии. Георгий Победоносец — охраняет жизнь воинов на поле брани. Священномученик Киприан и мученица Иустина спасают от колдунов, экстрасенсов и прочей темной силы.
Теперь перед иконами затеплились наши свечи. Пришло время подойти к месту в храме, которое называется канун (прямоугольный подсвечник с Распятием). Именно сюда ставятся свечи об упокоении наших близких.
Вам не повезло: в подсвечнике нет свободного места, и вы растерянно держите свечу в руках. Ничего страшного: положите ее аккуратно на подсвечник, служитель, спустя время, поставит ее в освободившуюся лунку. Ставить свечу только правой рукой? Если она вдруг потухла, жди несчастья? Опалять нижний край ее — смертный грех? Все это околоцерковная чушь и никакого отношения к правде не имеет.
Свечи поставили, а служба еще не началась. Как хорошо, что мы пришли пораньше, у нас есть время подать поминальную записку. В каждом храме есть так называемый свечной ящик. Там продают свечи и там же принимаются записки.
Обычно где-то неподалеку есть стол, на нем карандаши, листочки бумаги. Спокойно, не торопясь, разборчиво напишите записку, в ней не должно быть больше десяти имен.
Записки бывают о здравии и об упокоении. Имена в них пишутся в родительном падеже — Георгия, Марии и т.д. Если имя светское, в записке надо писать церковное: не Юрия, а Георгия, не Артема, а Артемия. Ребенок до семи лет называется младенцем (младенца Павла), а после семи до пятнадцати — отроком или отроковицей.
Ни фамилии, ни отчества, ни титулов, ни профессии в записках не пишется, а вот «воина», «монаха», «болящего», «путешествующего» добавить надо.
Если записка об упокоении, до сорока дней пишется «новопреставленного», если в этот день у усопшего памятная дата (именины, день рождения), пишем — приснопамятного. Так же пишем — убиенного.
А вот за святых записки не подаем, мы просим их молитв, они за нас молятся, а не мы за них. Записки подаются только за крещеных, за некрещеных людей церковь не молится.
Но вот и свечи затеплены, и записки поданы. Начинается служба. Осеним себя крестным знамением и встанем — справа мужчины, слева женщины. Такой порядок, и если муж с женой пришли на службу, придется ненадолго разлучиться.
Давайте напомним, как креститься. Не торопитесь махать руками — знаем, знаем, не случайно батюшки в проповедях часто рассказывают о том, как следует правильно осенять себя крестом, и напоминают слова Евангелия от Луки: «Верный в малом и во многом верен».
Сложенные вместе три первых пальца правой руки символизируют единство Троицы. Два других мы плотно пригибаем к ладони (символ двух природ, Божественной и человеческой Иисуса Христа). Сложенными перстами сначала касаемся лба (для освящения ума), затем чрева (для освящения чувств), потом правого плеча и левого (для освящения телесных сил). Перекрестились. Теперь небольшой поклон. Почему? Мы изобразили на себе крест, теперь мы ему поклоняемся.
Кстати, обратите внимание, какого цвета сегодня облачения у священнослужителей. Все цвета радуги в их гамме.
В белом служат батюшки великие праздники — Рождество, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение, Пасхальная утреня тоже начинается в белом. Это символ Божественного нетварного света.
В красном служат на Пасху и до Вознесения. Красный цвет — символ Божьей любви к человеческому роду. Но это еще и цвет крови, поэтому в красных облачениях проходят службы в честь мучеников.
Желтый (золотой, оранжевый) — цвет славы, величия, достоинства. В воскресные дни, в дни Господа-Царя Славы, служба проходит в желтых облачениях, а также в дни памяти пророков, апостолов, святителей.
В зеленом служат на Троицу, в Вербное воскресенье (в каком же еще?).
А вот если праздник Богородицы — Рождество Ее, Успение, то тогда в голубом. Цвет неба. Он соответствует учению о Божией Матери, вместившей в Себя Небожителя.
Ну а в дни Великого Поста, конечно же, в черном. Цвет плача и покаяния, отречения от мирской суеты. Вот так, только по цвету облачений священников, можно определить, какой сегодня праздник. Но лучше, чем гадать, приобрести церковный календарь, где указаны все праздники, дни постов, месяцеслов, словарь имен и многое другое.
Бывает, по сложившимся обстоятельствам, нам надо подойти к батюшке и решить с ним какую-то проблему — уточнить день именин, пригласить на освящение дома, спросить что-то богословское…
Как обратиться к нему? Ведь наше светское обращение «господин» или «товарищ» не подходит. Да и к стоящей за свечным ящиком женщине тоже надо как-то обратиться. Ничего хитрого здесь нет.
Христиане — одна семья, а в семье все друг другу родные, поэтому наилучшее обращение к мирянам — брат и сестра, а если женщина пожилая или жена батюшки, то матушка.
А вот священник — батюшка или отец. Но если отец — добавляем имя — отец Петр, отец Иоанн. К диакону обращаемся — отец диакон, к настоятелю храма или монастыря — отец настоятель. Иногда говорят — святой отец. Не надо бы, ведь святость человека познается только после его смерти.
Некоторые «новички» наблюдают, как в храме к батюшке подходит то один прихожанин, то другой, складывают руки… А сами подойти боятся, конфузятся, вдруг что-то не так, вдруг заругают. Это благословение.
И подходить под благословение для всех нас существенная духовная поддержка. Опять же нет здесь ничего мудреного. Благословение имеет несколько значений.
Первое — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные у него благословляются. Для этого кисти рук нужно сложить вместе ладонями вверх, правую поверх левой, принять в них благословляющую руку и поцеловать (облобызать) ее в знак почтения к священному сану и к Самому Богу.
Можно ли подойти к батюшке под благословение вне храма, на улице, в гостях? Можно. Приветствие — это лишь одно значение благословения, второе — разрешение, дозволение, напутствие.
— Батюшка, благословите поехать в отпуск.
— Батюшка, благословите сдавать экзамены.
— Батюшка, благословите начать пост.
И опять складываем ладони, и опять целуем священническую десницу.
Пока стоим на службе, тоже получаем благословение. Каждое утро, взойдя на солею, небольшое возвышение перед иконостасом, священник возглашает: «Благословение Господне на вас…» или произносит: «Мир всем!». В ответ мы смиренно преклоняем головы, а вот рук не складываем, ведь батюшки рядом нет.
Закончилась служба. Всем, кто подавал записки, можно опять подойти к свечному ящику и получить просфору — белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды.
Просфора — слово греческое, означает оно «приношение»… Был обычай у первых христиан — приносить из дома хлеб для совершения таинства Причастия. Сейчас просфоры пекут в пекарнях при храмах.
Во время Литургии из просфор вынимаются частицы в память тех, кого мы поминаем в своих записках, и после того, как частицы вынуты, просфора возвращается к нам.
Это святой хлеб и вкушать его надо натощак, со святой водой и молитвой. Вот текст такой молитвы:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
После утренней службы в храмах служатся молебны. Что такое молебен? Краткая молитва о конкретных наших нуждах. «Коротенько да горяченько»,- учил нас преподобный Амвросий Оптинский. Вот как раз на молебне и помолимся…
Заболели? Помолимся о недужных. Задумали важное дело? Попросим помощи Божьей. Отправляемся в путь? Есть напутственный молебен. Заказать молебен можно все за тем же свечным ящиком, где мы покупали свечи и оставляли записки. Надо только указать имя того, за кого молебен совершается. Есть такая практика: закажут молебен и уходят домой. Конечно же, лучше остаться и помолиться вместе со священником.
Есть еще молебны и общенародные. Церковь молится при ненастье или при засухе, есть новогодний молебен, есть молебен от нечистых духов, есть от недуга пьянства. Но особенно надо помнить о благодарственных молебнах. Помог Господь, выбери время, приди в храм, отслужи молебен, поблагодари. Детей приучить неплохо: сдал экзамен в школе, давай сходим, закажем молебен, например, преподобному Сергию Радонежскому, он ведь у нас помогает в учении…
День, когда мы были в храме, не напрасно прожитый день. Мы поминаем родных и близких, участвуем в богослужении, мы молимся за тех, кому плохо, и благодарим за Божью милость. Мы учимся смиряться и быть лучше, учимся каяться и радоваться, терпеть и ликовать
. И не надо растерянно смотреть по сторонам, конфузиться и тем более гневаться, если вдруг что-то сделали не так и получили за это «не так» сверх меры. Давайте и будем на лучших образцах привередливых «бывших комсомолок двадцатых годов» учиться сносить чужую брань и чужую невоспитанность.
Но можно и совсем с другого бока посмотреть. Разве заслуживаем мы почтительного поклона и распростертых объятий, если, почти прожив жизнь, все как-то не удосужились одолеть простую церковную «таблицу умножения», потратив пропасть сил и пропасть времени на одоление высшей математики нашего суетного бытия, ее хитроумных логарифмов и утомительного извлечения корней?
(452)