Из газеты «Исцелись верой» № 12 2003 г. подписной индекс 35895 стр. 7
В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Православная Церковь призывает нас к зимнему посту, он называется Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа; Рождественским называется, так как совершается Церковью перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и чтобы приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста – до дня святителя Николая (19 декабря), то есть по понедельникам, средам и пятницам следует принимать растительную пищу без растительного масла только в девятый час после вечерни. В остальные дни (вторник, четверг, суббота и воскресенье) – благословляется растительная пища с растительным маслом, при этом в субботние и воскресные дни, великие праздники (например, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы), а также в дни великих святых и во дни храмового праздника, совершаемых во время этого поста, еще разрешается рыба – если эти праздники приходятся на вторник и четверг. Если же они приходятся на среду и пятницу, то разрешается только елей и вино.
Со 2 января по 6 января включительно (по старому стилю с 20 декабря по 24 декабря) пост усиливается, и даже в субботу и воскресенье употреблять рыбу нельзя. Это особенно важно помнить, потому что с введением нового календаря именно на эти дни строгого поста приходится празднование гражданского Нового года.
Последний день Рождественского поста называется Рождественским сочельником, потому что Уставом в этот день положено употреблять «сочиво» (это отварной рис с изюмом или зерна пшеницы с медом). В Рождественский сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой утренней звезды, напоминающей нам о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Господа нашего Иисуса Христа.
О посте: «Ничему так не противится чувственный человек, как святому посту. Посещать Богослужения и приступать к исповеди – на это еще как-то соглашаются, но вот возложить на себя пост – это для многих кажется слишком тяжелым. Но как же ты думаешь без поста быть истинным христианином? Некоторые люди говорят, что опасаются за свое слабое здоровье во время поста… Так сжальтесь же над ним и дайте покой своему чреву и в награду вы получите крепость и легкость, особое чувство здоровья, которого сейчас вы не имеете. Вспомните, сколько жили те люди, которые проводили в посте всю жизнь? – и восемьдесят, и девяносто, и сто лет.
Архиепископ Иннокентий, 1908 г.»
(28)