источник 09.12.2010
«Эти мои лекции по Библейской археологии выглядели в моих собственных глазах, как
Уважаемый отец Александр, мы приветствуем Вас на Иркутской земле!
Как Вам показался наш город?
Мне очень понравилось. Просто заворожила иркутская деревянная старина, которую на сегодня удалось сохранить и отреставрировать. Музей сибирского деревянного зодчества в д. Тальцы — это настоящий культурологический подвиг жителей Иркутской области. Спасти такую красоту от цивилизационного пресса и сохранить наверняка было очень сложно, но то, что сделано впечатляет и для меня лично это видится очень важным делом. Меня возили ещё в несколько музеев и у меня от них очень хорошие впечатления, кроме того, было очень полезно и познавательно. Очень понравился музей оз. Байкал в поселке Листвянка. Во-вторых, уникальная природа. У нас на Украине есть нечто похожее, но такого величия, суровости, достоинства и красоты у нас уже почти не встретишь, так как человеческая рука почти всё изменила под себя. А красотой Тункинской долины, Малого моря и острова Ольхон я просто потрясён. Ничего подобного я не видел. В третьих, не только природа, но и люди. Людей же сразу не рассмотришь. Но мне увиделось, что люди на земле иркутской очень дружные, сплоченные, приветливые и я бы даже сказал, что они в высшей степени по христиански любвеобильны, что очень важно, явно более честны и не лицемерны, чем мы жители Запада. Это вкратце.
Вы преподаватель предмета «Библейская археология» в Киевской Духовной Академии УПЦ МП и приехали в наш город по приглашению кафедры «философии—религиоведения—теологии» Иркутского Государственного Университета. Преподавание Вашей дисциплины было определяющим в Вашей поездке. Что вы можете сказать об ИГУ, в частности, о самом отделении «религиоведение»?
Много впечатлений, есть над чем поразмыслить дома. Очевидное отсутствие стагнации. Тут преподают и учатся очень активные и заинтересованные люди. Тут и чистая наука, и вера, и интерес, — Всё это как-то безболезненно переплетено. Видно, что люди не просто живут этим, они учатся в напряжении сил, они общаются, они переносят то, чему научились, в собственную жизнь и в жизнь своих ближних. Студенты слушают, так, что муха пролетит, — и её услышишь, и при этом они не дадут тебе соврать. Я преподавал системой погружения, — сразу на втором и четвёртом курсах, — и качество подготовки четверокурсников меня приятно удивило. Высочайший уровень. Если учесть, что этот предмет у них не читался в качестве отдельной дисциплины, а мне увиделось, что предварительные знания у них по нему уже и так огромны, то это чего-то да значит. Интересуются люди. Кафедра готовит высоких профессионалов своего дела и при этом ещё и любящих его. Каждый старшекурсник это уже многоопытный в науке человек, который может с тобой обсуждать те темы, в которых он с тобой не согласен, и это несогласие культурно выносится на семинарское обсуждение, и когда начинаешь с ними полемизировать, то оказывается, что у меня самого есть белые пятна в познании моего предмета и в методике преподавания и есть над чем поработать. Есть поле для самокритики.
Вы даже что-то для себя почерпнули?
Безусловно. Это просто очень важные для истории люди, которые сами умеют работать, и могут научить других людей. А ведь это только ещё студенты. Я увидел явные недочёты в собственной методике преподавания и в построении доказательной базы. ИрГУ мне помог выйти на более высокий уровень, ведь специфика работы с семинаристами несколько другая…
Мне так же очень понравились преподаватели. Не могу ничего сказать про тех, кто читает чисто светские предметы, но про преподавателей священников, а их, как я понял уже 10 человек, надо сказать отдельно. У каждого, как минимум, по два образования — высшее светское и обязательно духовное, но у большинства по — три и даже по четыре высших образования. Где архиепископ Вадим только находит такие образованные учительские кадры? Ведь не всякая столичная семинария сможет похвастаться подобным кадровым подбором. Очень приятно, что владыка Вадим является почётным профессором Иркутского Государственного Университета и лично принимает участие во многих образовательных проектах отделения религиоведения. И вот что меня особенно поразило, так это трепетное отношение ректора Университета А. И. Смирнова к этому отделению, и к тому, что на нём среди более чем ста студентов обучается почти четыре десятка священнослужителей иркутской епархии и из соседних регионов. У нас такое крайне редко встретишь, а здесь в Сибири нечто подобное распространено повсеместно. Важно, что верующие преподаватели не прозябают, а активно пользуются этой возможностью донести религиоведческие и религиозные знания до огромного количества одарённых и образованных людей. Вот так вера и справедливость вскоре и приумножатся. А нам в этом наука.
Да… Студенты особенные. Всегда безусловное внимание. Когда заходишь, видишь не просто умников и умниц, которые внимают каждому своему слову, но и которые с сознание дела откликаются. Это очень редко, когда приходишь к студентам. Здесь внимают каждому твоему слову, я был просто удивлён такой воспитанностью учащихся.
Уважаемый батюшка, Вам также пришлось прочитать несколько академических часов в старших классах Иркутской Православной Женской Гимназии, как вас там встретили?
О да! — Здесь разговор отдельный. Встретили меня с интересом и очень гостеприимно. Контингент — одни девочки и их очень много. Я в такой аудитории не работал. Поэтому отнёсся к встрече с ними с особенным энтузиазмом. Отмечу, что они как-то непривычно дисциплинированны, и это наверное из-за христианского коллектива и раздельного обучения. Кристальная чистота и способность терпеливо молчать и слушать. И вот когда таким людям рассказываешь свой предмет, и видишь, что в них нет лукавства, а есть понимание, то работать одно удовольствие. Приятно учить тех, кто хочет учиться. И потому, что они так воспринимают твой предмет, хочется говорить с ними хоть сколько часов. И видно, что они понимают, о чем ты им хочешь сказать. Это очень важно, что у людей сохранились кристальной чистоты души. Я думаю, что это заслуга не только этих детей, но и заслуга тех людей, которые начальствуют в этой гимназии.
Это Вы про директора иерея Александр Иванович Беломестных?
Да, да, да. Я был приятно поражён коллективом и этим директором. Да подаст Господь Бог им здоровья на многие лета, за то, что они смогли собрать такой педагогический коллектив. Они могут отлично передавать то, что сами знают и умеют подрастающему поколению. Они могут организовывать учениц на общественное служение и вообще на большие дела. Плоды видно. Я думаю, что из этих девочек получатся настоящие христианки — матери добрых христиан, патриотки своей Родины и мироносицы в своей Церкви. Уровень этой гимназии намного выше уровня многих известных мне духовных училищ, а ведь гимназия существует вот уже более чем десяток лет. Кроме того, мне сказали, что таких гимназий в епархии четыре. Могу себея представить сколько добрых душ вышло из их стен в этот трудный мир и как приукрасилась ими Иркутская земля.
Мы уточнили и теперь знаем, что Вы так же провели восемь занятий в нашем Политехническом Университете, на факультете искусствоведения, Вы так же осмотрели запасный фонд курсовых и дипломных работ, которые в своё время сделали выпускники. Какие у вас впечатления об этом учебном заведении, о студентах и преподавателях?
Мои впечатления от искусствоведов ИрГПУ несколько иные. Там хорошие, добрые студенты, очень открытые, но невоцерковлённые и эти мои лекции по Библейской археологии выглядели в моих собственных глазах, как миссионерство. Там и вопросы при обсуждении тем были совершенно иные и стеснения побольше было. Само собой мне приходилось делать скидку на эти нюансы. Думаю, что наши встречи будут иметь продолжение в виде дальнейших встреч с преподавателями религиоведами из ИрГУ.
Что можно сказать о работах, которые я увидел в запасном фонде. Я понимаю, что монументалисты, декораторы и искусствоведы сильны в своём ремесле и даже более — в искусстве, но то, что я там увидел немало удивило меня. Очень оригинально. У них явно своя собственная Иркутская школа. И качество — оно вдохновляет думать о том, что не всё так плохо с русским народом, как может показаться — качество приотличнейшее. Они умеют работать, они могут творить красоту. Настоящие шедевры производят своими руками эти дети. Это очень оригинально, ни на что не похоже. Много работ по библейской тематике.
Что касается общения с преподавательским составом, это очень приветливые и культурные люди. У меня вообще сложилось впечатление, что вся интеллигенция в Иркутске именно такая. Мне было интересно и полезно пообщаться с ними и меня опять удивил, тот трепет с которым они относятся к проблемам религиозного просвещения студентов. Они мне говорили, что культура — помощница всем, что через культуру, через свои знания о народном наследии, через прекрасное возможно быстро и качественно донести всем людям слово Божие и Его Закон, что занятие изобразительным творчеством возбуждает интерес к изучению Священного Писания. И я согласился с ними. А ещё подумалось: вот тебе и провинция, вот тебе и Сибирь с медведями — во многом тут процессы христианской катехизации общества опережают наши.
Батюшка, чтобы не было как в басне И.А. Крылова, где «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», произнесите о нас какую нибудь критику. Может быть вам что-то не понравилось у нас?
Мне всё понравилось. Я в Иркутске первый раз и вообще в Сибири до этого приезда нигде не был. Мне понравилась природа, понравились люди, их внутренне жизнерадостное состояние. Единственно, что меня несколько напрягало, так это наступивший с моим приездом холод и огромные расстояния, которые мне пришлось преодолеть вместе с начальником Миссионерского отдела Иркутской епархии протоиереем Вячеславом Пушкарёвым, когда он показывал мне местные красоты и достопримечательности, а проехали мы 1200 километров. Ух и холодно тут бывает!
Благословите батюшка Александр.
С Богом! Спасибо большое! Поклон всем Сибирякам из Киева.
Миссионерский отдел Иркутской епархии
(88)