Самой южной точкой Байкала является поселок Култук. Здесь проходила торговая дорога на Кяхту и в Тункинскую долину и по ней шли караваны. Большей частью это были монголы и буряты, по своему чтившие святителя Николая Чудотворца, поэтому часовни и церкви в этих местах чаще всего освящались его именем. Култук — одно из самых старых поселений русских в Прибайкалье. История Култука тесно связана с историей освоения Сибири. С развитием торговых путей быстро росли и поселки. Так, в 1823 году, Култук состоял из 21 двора, а в 1852 году их было уже 35, а численность населения составляла 238 жителей. Клировые ведомости за 1864 год сообщают, что церкви принадлежали 55 десятин сенокосной и усадебной земли.
Первая церковь в Култуке была построена в 1852 году на средства купца Степана Степановича Попова и освящена во имя святителя Николая Чудотворца. Деревянная церковь имела скромный вид, характерный для архитектуры сельских храмов середины XIX в. Отдельно от церкви стояла ярусная четвериковая колокольня с пологим четырехлотковым куполом. Стены обеих построек были обшиты досками. Первым священником церкви был Григорий Изопов, который, по окончании курса в Иркутской Духовной Семинарии, был рукоположен во священника. По архивным документам установлено, что с 1863 года по 1887 год священниками Култукской церкви были: Григорий Серебряницкий, Иоанн Стуков, Александр Порняков, Николай Самоваров, Иннокентий Парчевский, Георгий Милетинский. В 1887 году эта церковь сгорела. Сгорело и несколько домов в т.ч. дома церковнослужителей. Но уже через два года на средства крестьянина Н. Томилова была построена новая церковь и освящена 3 декабря 1889 года также во имя святителя Николая.
Новое здание церкви и колокольни было также деревянным. С 1890 года по 1892 год священником в Култуке был Николай Алекринс-кий, а с 1893 года по 1916 год —Иннокентий Чуринов.
«Иннокентий Чуринов — сын обер-офицера, в 1883 году окончил курсы в Красноярской учительской семинарии и был назначен учителем в Киренское городское приходское училище. Затем был переведен учителем в Нижне-Илимскую Покровскую церковь. В 1893 году рукоположен в сан священника при Култукской Николаевской церкви. Иркутская епархия неоднократно отмечала его заслуги перед церковью. В 1896 году он был награжден набедренником, а в 1900году — скуфьей. Указом Священного Синода в 1904 году награжден камилавкой, а в 1908 году — наперстным кольцом (следует читать: «наперсным крестом» — А.П.). Трижды избирался на трехлетие депутатом Епархиального съезда от Благочиния первого округа Иркутского уезда. Избирался товарищем председателя Епархиального съезда».
В 1903 году были сооружены пристрои к церкви, что придало храму вид креста. В 1907-1908 гг. церковь была отремонтирована, подправлена позолота иконостаса и приобретено 10 икон.
Большое внимание о. Иннокентий уделял церковному образованию. При нем церковь купила под школу дом у местного жителя Шу-шакова. В школе, где обучалось около 50-60 учеников, была устроена кухня, в которой обедали и разогревали приносимые учениками обеды. В школе, кроме самого Иннокентия Чуринова, преподавала учительница Арина Ивановна Медведева. Священник лично занимался набором штата педагогов в школу
В 1902 году было построено новое специализированное здание церковноприходской школы. Помещение было светлое, с большими окнами и красивым парадным входом. Эта школа прослужила для обучения детей до 1980 года.
Кроме Иннокентия Чуринова и Арины Ивановны преподавал в школе сын гужирского священника, которого о. Иннокентий выгнал впоследствии за грубое отношение к детям. Был также открыт платный четвертый класс. Желающие обучать детей далее третьего класса уже отправляли их на платное обучение. В 1903 году приехала преподавать Прасковья Алексеевна, а в 1905 году Михаил Константинович и Наталья Иннокентьевна. Фамилии преподавателей никто не помнит, т.к. их принято было называть по имени и отчеству, а называть по фамилии считалось неуважительным. В это время в школе обучалось 90 человек.
В Култуке священник Иннокентий Чуринов прожил до 1916 года, затем, по прошению, был направлен в село Андриановское Читинской губернии. Последним священником Култукской церкви был И. Эпов.
После революции печальная участь многих православных церквей не обошла и Култукскую церковь. Часовни на берегу Байкала и возле Тункинской дороги были уничтожены. Колокольня и пристрой церкви разобраны на бревна для строительства домов. История Култукской Свято-Николаевской церкви тесно связана с историей Слюдянской Свято-Никольской церкви, которую освящал вышеупомянутый култукский священник Иннокентий Чуринов. Эти две церкви являлись самыми близкими соседями, носили имя одного святого, обе стояли почти на самом берегу Байкала. Пока православные култукчане являются прихожанами Слюдянской церкви, так как не имеют своей, но в настоящее время уже ведутся работы по строительству новой церкви в поселке.
(431)