Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Епископ-миссионер. Из воспоминаний о якутском владыке Зосиме

 

12 сентября 2013 года епископу Якутскому и Ленскому исполнилось бы 50 лет. Жизнь Владыки – еще одно подтверждение тому, насколько необходимо нашим соотечественникам слово о спасении. Владыка любил свою паству подлинной христианской любовью, и люди платили тем же Его Преосвященству. На могиле епископа Зосимы – всегда свежие цветы, сюда приезжают молодожены в день свадьбы, чтобы попросить молитв у Якутского Архипастыря, которого теперь считают своим заступником.

О владыке Зосиме вспоминает иеромонах Ефрем (Пашков), секретарь Якутской и Ленской епархии в период с 2007 по 2011 годы.

 

 

Молитвами епископа Феодора (Поздеевского)…

Иеромонах Ефрем (Пашков)

В годы учебы в Московских Духовных школах я никогда не думал, что придется начинать свое священническое служение в Якутской епархии. Но человек предполагает, а Бог располагает. Учебным комитетом при Священном Синоде я был направлен служить на берега Лены.

Получив направление в Якутскую епархию, я волновался: «А стоит ли уезжать за тысячи километров от родных и близких?»

Ответ пришел неожиданно. В Семинарии и Академии я познакомился с жизнью и духовным наследием архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), последнего ректора МДА и последнего настоятеля Свято-Данилова монастыря.

А позже узнал, что епископ Якутский и Ленский Зосима, будучи насельником обители благоверного князя Даниила, много сил отдал изучению жизни и трудов владыки Феодора. Для меня это было знаком свыше о том, что есть воля Божия на мою поездку в далекий край.

В конце июля 2006 года я и еще несколько выпускников Московской и Петербургской Духовных Академий прибыли на землю Олонхо, где Господь судил нам начать служение Церкви и людям…

Духовная школа в Якутии

Во все времена миссионерское служение в Церкви было сопряжено с большими трудами. Проблемы, которые стояли перед миссионерами в прошлые века, увы, никуда не исчезли ни в XX, ни в XXI столетиях, а возможно, стали еще более сложными.

Владыка Зосима был назначен на Якутскую кафедру в августе 2004 года и нес свое послушание до 9 мая 2010 года. За неполные шесть лет им было сделано очень много для просвещения многонациональной Республики светом Христовой веры.

Главная проблема, с которой сталкивается любой епископ Дальнего Востока, – это острейшая нехватка церковных кадров. Ее можно решать разными способами, один из которых – открытие Духовной школы в епархии с целью подготовки пастырей из местного населения. Но этот шаг бывает связан с огромными затратами, ведь образование в ближайшей перспективе не приносит прибыли.

И все же владыка Зосима сознательно пошел на это. Священнику, который прибыл из центральной епархии России, очень трудно перестроиться, приспособиться к новым условиям своего служения, в то время как местный батюшка прекрасно знает, как и чем живет его паства. И как миссионер такой пастырь может сделать гораздо больше, чем человек со стороны.

«А стоило ли возрождать в Республике духовное образование? Не проще ли посылать молодых людей учиться в духовные школы, расположенные в других регионах России?» – этот вопрос не раз задавали епископу.

И ответ Владыки всегда поражал своей точностью: «Якутская епархия – миссионерская, здесь особый уклад жизни, который нельзя встретить в Центральной России, особый менталитет у людей, особый взгляд на вещи, пристальный, проникающий в человеческую душу. На подготовленные собственной Духовной школой кадры можно опираться в деле возрождения святого Православия».

Несмотря на загруженность, Владыка всегда активно принимал участие в жизни студентов, сразу стал привлекать воспитанников к делу проповеди Христа. Начались поездки по улусам, посещение больниц, детских домов… И как радостно было якутам видеть проповедников из своего народа, говорящих на родном языке!

Молитва на родном языке

 

Епископ прекрасно осознавал, что в богослужебной практике Якутии нельзя использовать только церковнославянский язык. Если для жителей Центра России этот язык все-таки родной, то для народов Крайнего Севера он непонятен.

 

Владыка приложил максимум усилий, чтобы стараниями якутских филологов и специалистов из Института перевода Библии Священное Писание начали переводить на якутский язык.

Были переведены книги Нового Завета (под общей редакцией аксакала народа Саха Дмитрия Кононовича Сивцева (Суоруна Омоллона), а еще, зная об особой любви якутских народов к Святителю Николаю Чудотворцу, Владыка выпустил на якутском языке акафист, посвященный великому угоднику Божию.

Большинство приходов епархии были и остаются миссионерскими. Тяжелая экономическая ситуация не позволяет священнослужителям часто посещать общины и совершать там богослужения.

При непосредственном участии епископа Зосимы был издан чин обедницы, благодаря чему в воскресные и праздничные дни верующие имеют возможность совершать службу самостоятельно.

А в 2009 году, когда праздновалось 150-летие совершения святителем Иннокентием Московским первой Божественной литургии на якутском языке, на языке Саха была издана Псалтирь. Началась работа по переводу Часов. Наряду с богослужебными текстами были переведены книги Священного Писания Ветхого Завета.

И во всем этом Владыка принимал самое активное участие. В Преображенском Кафедральном соборе Якутска стало нормой совершение службы на двух языках.

Господь дал Владыке возможность уже при жизни увидеть плоды этих трудов. В начале декабря 2007 года Республика Саха (Якутия) торжественно отмечала 375-летие вхождения в состав Государства Российского. В ознаменование этого события под сводами общероссийской национальной святыни, Храма Христа Спасителя, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была совершена Божественная литургия. Ее особенностью стало то, что часть песнопений исполнялась якутским хором на родном языке. Для жителей Республики Саха это было знаковым событием: несмотря на все трудности, которые пришлось пережить здесь Православию, оно не умерло, но продолжает жить в людских сердцах.

Всепрощающая любовь

У епископа Зосимы было удивительное чувство такта, которое крайне необходимо священнослужителям-миссионерам. Нужно было видеть, с каким уважением он относился к своей многонациональной пастве. Каждого человека Владыка встречал и выслушивал со вниманием и любовью. После богослужения вместе с верующими шел в Епархиальное управление на праздничную трапезу. Не могло быть и речи о том, чтобы Владыка обедал в отдельном зале. Он всегда ел то, что было приготовлено для всех, и строго пресекал попытки поваров подать ему что-то особенное. Такова была его проповедь о Христе не словами, а собственной жизнью.

Еще одна черта, привлекавшая к Владыке людские сердца – это всепрощающая и милующая любовь. Были случаи, когда и он повышал голос и даже употреблял власть, но стоило провинившемуся заглянуть в глаза епископа Зосимы, как обида сразу забывалась, «Любой из нас может ошибиться, нужно поддержать того, кто оступился, а не повергать его в еще большее отчаяние», – говорил Владыка, и это было правилом его жизни.

Епископ Зосима с любовью относился к людям, и они платили тем же. На могиле Владыки – всегда свежие цветы. Люди приезжают со всех уголков Республики, чтобы посетить его могилку и почтить память того, кто всей своей жизнью до последнего вздоха проповедовал о Христе.

Подготовила Е.Орлова, фотографии Л.Шеметова, иерея Сергия Клинцова
Впервые опубликовано в приходском листке «Даниловцы» № 37, сентябрь 2011

Читайте также:

По-небесному красивый человек. О владыке Зосиме Якутском

Памяти епископа Якутского и Ленского Зосимы

Сорок дней памяти епископа Якутского и Ленского Зосимы

Епископ – труженик

Епископ Зосима Якутский: «И жил, как ангел, и умер, как святой»

Владыка Якутский и Ленский Зосима и его епархия

Владыка Якутский и Ленский Зосима: «Если брать от жизни все, другим не достанется»

Назад к списку

(127)

Перейти к верхней панели