Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Не так давно мне пришлось стать свидетелем примечательного разговора. «Нельзя пищу выбрасывать, – внушала одна прихожанка своей знакомой, – за это на том свете целую вечность помоями кормить будут!» При всей фантастичности этой картины – помои в Царстве Божием! – пафос говорившей понятен: грешно и стыдно относиться к хлебу насущному, который по определению является величайшим даром Божиим, просто как к бытовым отходам. Напротив, достойно и праведно воспринимать самые простые и незатейливые пищу и питьё как зримое свидетельство Божьего благословения, милосердия и помощи всем нам, «труждающимся и обремененным» (Мф.11.28), в житейских наших странствиях.
У нас, грешных, вообще странное отношение к святыне. Икона для нас – безусловная святыня, которую страшно оскорбить непочтительным отношением, а человека, сотворённого по образу и подобию Божию, вполне можно и обругать, и обидеть, и унизить. Ради того, чтобы приложиться к мощам угодника Божия, мы часто готовы совершать дальние и многотрудные паломничества, тратя деньги, силы и не жалея ног своих. А вот единственную святыню, оставленную нам Самим Господом нашим Иисусом Христом, Святую Евхаристию мы легко и без особых угрызений совести уничижаем небрежным и легкомысленным к ней отношением, когда опаздываем к началу богослужения, когда неподобающим образом ведём себя в храме во время её совершения.
Не о паломничествах, не о чудотворных иконах говорил Господь Своим апостолам, когда призывал их: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22.19). Он говорил это о Великой Жертве Благодарения, которую совершаем мы ежедневно в наших храмах, слушая вполуха, глядя вполглаза и вообще полагая, что приходить молиться можно не тогда, когда благовест созывает к началу соборной, то есть – совместной, молитвы ко Господу, а тогда, когда заблагорассудится и появится, скажем, свободная минутка. Я не против паломничеств, я глубоко почитаю мощи святых угодников Божиих. Просто, как говорил наш Господь, «сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф.23.23); надо бы не забывать, что посещение святых мест и почитание святых мощей не заменит и не отменит неопустительного еженедельного совершения Святой Евхаристии «во всяком благочестии и чистоте» (1.Тим.2.2)
Сколько раз обращались ко мне наши прихожане со странным вопросом: «Что делать с бумажкой, в которую была завёрнута просфора?» И сколько раз приносили к нам в храм пакетики и мешочки, полные сгнивших, заплесневелых, изъеденных червями просфор! И всякий раз при этом люди спрашивают: «Что с ними теперь делать?» Всё это происходит потому, что мы перестали относиться к святыне с благоговением, перестали отличать главное от второстепенного. Просфора для нас теперь нечто вроде сувенира, который можно привести из паломничества в дальний монастырь в подарок своему другу, знаемому или сроднику.
А между тем антидор, да и сама просфора, по слову святого Симеона Солунского, «есть освящённый хлеб… этот хлеб преподаётся вместо страшных даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их». Когда-то в древние времена Святых Христовых Тайн причащались все присутствующие на литургии. Когда к нашему прискорбию упразднилась эта благочестивая традиция, возник обычай раздавать антидор тем, кто за литургией не причащался. При этом, конечно, просфора не преподавалась неверным или людям, которые сами себя отлучили от церковного общения. Нечего и говорить, что, как и Святые Дары, антидор не выносился из храма, и вкушали его сразу после получения.
Мне на это часто возражают, что просфору хорошо вкушать «для здоровья» дома, с молитвой и натощак. Можно было бы принять такое объяснение, если бы храмы наши, как во времена оны, были закрыты, а посещение их связано с опасностью для жизни и свободы. Однако мы знаем, что это не так. Мы знаем также, что просфора не есть универсальная таблетка от всех болезней. Нам ведомо, что Бог ждёт от нас не формального обозначения нашего с Ним единства, но реального соединения в Таинстве Евхаристии. Нам, наконец, известно, что Господь совершил чудо умножения пяти хлебов для тех, кто на самом деле оставил всё и последовал за Ним, не помышляя о крове, еде и здоровье. Именно поэтому «Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (Мф.14.14). Именно поэтому «и ели все и насытились» (Мф.14.20).
Едва ли кто-нибудь будет и в самом деле кормить нас на том свете помоями, однако боюсь, что неблагодарное забвение святыни может так же лишить нас возможности богообщения, как и тех, кого предупреждал наш Спаситель, когда говорил: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин.6.26.27). Аминь.
14 августа 2005 г.
Проповедь во храме Святителя Владимира, митрополита Киевского и Галицкого.
(198)