Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Беседа об исповеди

Очень часто и священники, и простые монахи слышат вопрос от прихожан о том, как же необходимо правильно исповедаться — кратко или подробно…Вот этот вопрос очень сложный… Дело в том, что каждый священник исповедует по — своему… Кто — то просит покороче — перечислить просто грехи.. Например: Не соблюдала пост и постных дней, сплетничала, ругалась матом, осуждала, курила… Вот в таком духе — просто краткое перечисление своих грехов… А кто — то наоборот — просит более подробного изложения. Например: Шла по улице, встретила подругу и долго обсуждала и осуждала в разговоре с ней общих знакомых, на огороде все зарастает, и потому не соблюла праздника и работала — полола — поливала…. И т.д…


Так что действительно — у каждого священника свой подход к исповеди… Прав. Иоанн Крондштадтский вообще в последние годы своей земной жизни довольствовался т.н. «общей исповедью» — т.е., стоя на солее, лицом к молящимся, сам перечислял все возможные грехи, а люди, услышав свой грех, или на все подряд, вслух говорили «каюсь»… Но для такого необходима огромная собственная для священника молитвенно — духовная практика и опыт…


Сложно дать какие — либо рекомендации по такому вопросу, как исповедь. Это — глубоко индивидуальное и личное у каждого верующего… Накопленное годами молитвы, поста, духовного наблюдения за собой и самовоспитания… Хотя в некоторых сборниках молитв, как например «Молитвослов», изданный в 1997 году ООО «Синтагма» Московской Епархии, даже приведен текст — образец исповеди. Там рассматривается (охватывается) весь спектр возможных грехов по каждой из 10 — ти заповедей… Достаточно подробная получается исповедь…

В монастырях и на некоторых приходах практикуется очень интересное и, главное, хорошо помогающее средство к исповеди : личная духовная беседа с духовником — исповедание помыслов. На ней духовник и кающийся просто разговаривают — обсуждают дела, мысли, поступки кающегося.. Происходит духовная беседа — человек говорит о себе, а духовник слушает, задает вопросы уточняющие, дает духовные советы на основе как личного духовно — молитвенного опыта, так и на основе и житейского опыта, и опыта , почерпнутого в святоотеческой литературе.. А уж потом, именно во время конкретно исповеди, кающийся просто кратко перечисляет то, в чем он кается.. Но, повторюсь — именно после подробной духовно — целительной беседы с духовником.. Ведь что такое грех? Это — болезнь наша.. Не физическая, но духовная…

Когда мы приходим к врачу, желая получить облегчение своих физических страданий и избавиться от физической боли, мы не задумываясь и не стесняясь говорим врачу даже о самом интимном — понимая, что он не сможет поставить диагноз и правильно приступить к нашему лечению, не зная всего о нашем организме.. Мы сдаем анализы, проходим различные обследования при помощи технических средств : рентген, флюорография, ФГС, УЗИ и т.д… Мы понимаем — это все надо для того, чтоб врач смог нас исцелить…

В «Требнике», в «Последовании исповедания» — сборнике молитв, которые читает священник для всех пришедших на исповедь перед ее началом, есть такие слова : » В лечебницу пришел еси, и да не исцелен отъидеши».. А еще : «не убоися чего, не укрывай ничего».. Вот.. Исповедь — это наше духовное исцеление… Что важнее для верующего человека — физическое или духовное здоровье? Безусловно — сравнивать, или заставлять выбирать — не правильно. Человек должен поддерживать и физическое здоровье, и духовное… Но все же, в первую очередь мы должны думать о том, что наша земная жизнь скоротечна и преходяща.. А вот душа наша — вечна.. И после физической смерти плоти — она продолжает жить, чувствовать, осознавать происходящее..

Душа способна чувствовать боль, горе и радость, тепло и холод… Здоровье нашей души зависит от того, как мы следили за ним.. И как лечились — принимали духовное лекарство — ИСПОВЕДЬ…
Вот таково мое мнение по поводу исповеди.. Я не возьмусь советовать : как человеку подходить к этому таинству.. У каждого человека свой, индивидуальный, подход к этому вопросу.. Кто — то просто кратко говорит, а кто — то скрупулезно все записывает на бумажку.


Поэтому каждый человек сам решает для себя — что и как говорить на исповеди. И какие — либо советы от других людей сдесь, на мой взгляд, неуместны : давая советы по поводу того, как человеку исповедаться — советчик берет на себя огромную духовную ответственность за душу того, кому советует. Опыт исповеди приходит с годами молитвы, духовного самонадзора, духовного совершенствования и церковной жизни человека. Совет именно о том, как тому или иному кающемуся подходить к исповеди, может дать ТОЛЬКО его духовник, общающийся с человеком регулярно и чувствующий движения и самоосознание каждой души, пришедшей к нему.


Одному человеку вполне достаточно краткого изложения — перечисления грехов, а другому — и подробнейшего рассказа о себе будет мало для того, что облегчились страдания души, чтоб душа почувствовала свое освобождение от гнета греховного и боли… Очень многое зависит и от того, как сам кающийся подходит и к подготовке к исповеди, к самому таинству… И дело даже не в прочтении положенных молитвенных канонов и акафистов покаянных, приведенных в «Последовании ко пресвятому Причастию».. Нет…

Основное — то, с каким сердцем, с какой искренностью человек кается.. Насколько он действительно осознает свои грехи и полон решимости избавиться от них.. Ведь один человек, например, на исповеди скажет «курил»… Батюшка прочтет отпустительную — разрешительную молитву, допустит к причастию.. Человек помолится, причастится, выйдет из храма и… сунет очередную сигарету в рот.. Не задумываясь над последствиями именно духовными.. «В следующий раз на исповеди опять покаюсь, батюшка и Бог простят.. Ничего страшного!» — вот подсознательная подоплека этого поступка. Бес — искуситель нашептывает «не страшно! Делай то, что тебе нравится — на исповеди покаешься — и опять чист будешь…» А каковы духовные последствия? И ведь это касается не только курения.. Курение я привел только как пример…


Кающийся человек должен , в первую очередь, с трепетом духовным, с сердечной скорбью, осознавать и понимать свой проступок.. И после исповеди всеми силами стараться духовно надзирать за собой, принимать все меры к тому, чтоб действительно никогда больше не повторять исповеданного греха. Вот тогда происходит подлинное духовное очищение и исцеление.. И в таком случае совсем не важно — подробная была исповедь, или краткая.. Главное : что она была ИСКРЕНЯЯ и с самоосознанием и ПОЛНЫМ ПОКАЯНИЕМ!


Вопрос о построении исповеди — это действительно очень не простой вопрос, который уже не одно столетие обсуждается в духовных кругах.. И поверьте — единого мнения , наверное, нет.. Каждый подходит к исповеди на основе именно своего духовного опыта, своей силы веры Богу, и своей любви к Богу, людям.. На основе своей молитвенной практики..

(3)

Перейти к верхней панели