Возможность доказать свою верность Христу страданиями многоразлична – но в любом случае путь к славе Божией лежит через свидетельство веры, освященное кровью.
Свидетельство о Христе в широком смысле есть прославление Бога и в жизни, и в умирании (Рим.14,8), прославление и в телах… и в душах.. которые суть Божии (1Кор.6,20). Это свидетельство может осуществляться различно.
Свидетели о Христе – это праведные люди, поступающие по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк.1,6); это и монашествующие – «добровольные мученики», ведущие постоянную невидимую брань; это и исповедники, много претерпевшие за благовестие Христово; это и страстотерпцы; это, наконец, мученики «в более тесном смысле». У преподобного Моисея, старца и настоятеля Оптинской пустыни, есть сравнение: «Если постраждете со страждущим (невелико кажется сие) – с мученики счисляетесь».
Известно, что на Небесах сострадание приравнено к мученичеству.
Это очевидно из житий святых, в частности, из жизнеописания Адриана и Наталии (26 авг. 305-311гг. ст.ст. 8 сентября н.ст.). Святая Наталия была, по существу, наставницей и руководительницей своего мужа – мученика. Невозможно без волнения читать, как она упросила истязателей начать с Андриана и сама возложила руку мужа на наковальню. При этом ее попечение не ограничилось лишь супругом: она служила приношением пищи и лекарств мученикам, находившимся в той же темнице.
В посмертном видении св. Андриан, уже увенчанный мученик, обратился к Наталии как к «рабе Христовой и дочери мученической», обещая ей покой и награду от Господа. После видения блаженная Наталия снова уснула – уже сном вечным. Жизнеописатель св. Димитрий Ростовский пишет, что таким образом «и св. Наталия окончила свой мученический подвиг, хотя и без пролития крови. Много она спострадала святым мученикам, служила им в темнице и смотрела на их страдания… и в лике мучеников предстала пред Христом, Спасителем нашим…».
Примеры бескровного мученичества часто встречаются в житиях святых супругов, а также лиц, состоящих внешне в браке, но ведущих жизнь равноангельную. Из числа последних можно вспомнить о святых мучениках Иулиане и Василиссе.
В их житии очень ярко прослеживается мысль: за подвиги поста, молитвы и девства Василиссе и девам, находящимся под ее руководством, дается перейти в вечность до начала гонений, а ее сподвижнику св. Иулиану с его дружиной – напротив, принять венцы мученические. Так и случилось (8 января 313г. ст.ст.).
Бескровными мученицами именует святая Церковь самоотверженных матерей – Соломонию (Саломию, мать семерых мучеников Маккавеев (1августа 166г. до Р.Х.), и Софию, мать трех мучениц – отроковиц Веры, Надежды и Любови (17сент.137г.ст.ст.; 30сент.н.ст.).
Св. София преставилась через три дня после кончины своих дочерей, находясь на их могиле. «Таким образом, и она не лишилась с ними… мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим она пострадала за Христа», — пишет святитель Димитрий.
И многое множество мучеников и мучениц предали свой дух Господу на молитве, уже после перенесенных страданий (как свв. Филлит и Лидия, 23 марта ст.ст.).
Рассматривая мученичество в самых разных его видах и выражениях, мы убеждаемся, что сама сущность этого подвига – свидетельство о Христе – остается неизменной и единой, ибо Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки (Евр.13,8).
Таковы сокровища Церкви. Созвучно этому и прекрасное изречение святителя Григория Богослова, сказанное им от лица всех христиан: «Мы никогда не уступали господствующей силе времени. ..Мы стояли за Бога…». Ведь все равно необходимо признать, что истинное Воскресение совершается только после Голгофы, и ничем иным не может быть побежден враг, как только Кровию Агнца и словом свидетельства о Христе (Откр.12,11).
(750)