Наконец расскажу про сам Крестный ход, на котором я присутствовала первый раз в жизни. (Вокруг храма – пока не будем считать).
Нас построили в колонны по пять человек, велели этого держаться и строго хранить дистанцию между рядами. Еще отец Алексий проинструктировал, чтобы мы пели погромче, чтобы нас было слышно. Мы построились, потихоньку вышли из ограды и пошли по дороге, сразу запев.
Отец Алексий успевал везде. Он был запевалой, он был нашим руководителем и постоянно бегал вокруг колонны и окроплял всех святой водой. Это было так радостно! Кто присутствовал хотя бы на водосвятном молебне – меня поймет.
Так же батюшка встречал всех, буквально всех встречных-поперечных, забегая то справа, то слева нашей колонны, спрашивал и тоже окроплял святой водой. С ним бегал мальчик с целым большим ведром воды, которое к концу пути опустело…
Правда, пели мы очень старательно. То, что мы разучили по дороге, в автобусе, нам очень пригодилось. По дороге еще и разучивали то, что пел-кричал нам отец Алексий.
Так вот он бегал вокруг нас, то окропляя водой, то запевая, то подравнивая ряды.
Мы шли – я бы не сказала, что очень медленно. А у меня почему-то постоянно получалось, что я регулярно наступала на пятки впередиидущей какой-то бабушки. Было так неудобно, я извинялась, но вскоре опять как-то так получалось, что я вновь наступала ей на туфли. Я уже и между людей идти старалась, и выходила из ряда. Но стоило мне вернуться в ряд – я опять ей наступала на ноги! Ну что ж ты тут поделаешь! Как это получалось, да еще без конца – я просто не знаю…
В одну сторону мы так и прошли, к нам навстречу, заслышав наше пение (а, может, не в первый раз здесь по Ильинскому такие ходы в этот день? – что скорее всего) и люди специально выходили нам навстречу?
Мальчишки бежали рядом. Присоединились к Крестному ходу несколько взрослых.
Так было интересно наблюдать за людьми. Человек выходит из магазина или из ворот своего дома. Батюшка его издали видит и переходит на ту сторону, где кто-то есть. Спрашивает, человек соглашается – и раз-раз почти по лицу – получил освежительной водичкой. Особенно после похмелья. Двое таких людей потом так и пришли с нами в церковь. И долго не могли понять, зачем и что тут происходит.
Потом мы развернулись в обратную сторону – весь поселок до конца не дошли – далеко очень, он в длину растянут. Перешли на другую сторону, подтянулись и пошли обратно. Когда разворачивались, я увидела, что к нам присоединились машины, автобусы, стало больше людей. Наш автобус ехал потихоньку за нами, потом выяснилось, что так в Крестном ходе участвовала Наташа.
Пели мы и дальше, прося помощи и покровительства Небесных Сил. А пришло покровительство от сил земных. Про нас вспомнила милиция, и прислали машину. Вон она едет впереди хода и встречные машины, увидев милицию, останавливаются.
Так мы и дошли обратно до церкви. А возле ворот нас уже ждала Наташа, улыбаясь нам приветливо, а во дворе нас ожидали накрытые к обеду столы.
Но для начала мы опять зашли в храм, но все туда уже совсем не поместились. Пропели заключительные молитвы, приложились еще ко кресту в руках священника, получили просфоры и только тогда вышли к накрытым столам.
(38)