Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Где ты, Адам? И с кем ты?

Закончился Великий пост. Начался период священного девятидневия, который начался в пятницу 6-ой недели Великого поста и продолжается до самого светоносного дня Святой Пасхи.
Хочется спросить друг друга: «Где ты, Адам?» Во время поста немногочисленные верующие поклонялись Страданиям Христовым на Пассии, где прочитывались евангельские повествования о Страданиях Христа.

Прошли родительские субботы, с их усиленным молением за наших ушедших – на удивление народу было немного.

Настоятель храма провел три Таинства соборования.

И вот радость! – на Вербное воскресенье было довольно много молящихся.

И вот каждому из верующих предстоит спросить себя, как того Адама: с кем ты? С Богом или – отрекся от Христа, как тот Иуда? С мироносицами пойдешь смотреть – куда положили Его или «страха ради иудейска» (Ин. 20;19) – спрячешься в своей квартире?
А ведь идет Страстная седмица. Где ты, Адам?
На Часах трех первых дней – Великих понедельника, вторника и среды на часах читались Евангелия в подражание тому, как Господь учил в эти дни в храме. В Великий четверг, соответственно Евангельскому повествованию, воспоминаются события Тайной Вечери Господней в Сионской горнице. Его молитва в гефсиманском саду и предательство Иудино (Мф. 26;2-27;2; Ин. 13;3-17 и Лк. 22;43-45). Особенность богослужения Великих понедельника, вторника, среды и четверга состоит в том, что эти четыре дня объединены общей темой ожидания Жениха-Спасителя, грядущего ввести в Свой Чертог достойных. Конец каждого из этих дней ознаменован Причащением Святых Христовых Тайн на Литургии Преждеосвященных Даров (понедельник, вторник, среда) или на полной литургии свт. Василия Великого (четверг), что позволяет верующим пребывать вместе с Господом в последние Его дни перед Страданиями.
Богослужение следующих дней воспроизводят события Страстей Господних почти что по часам. Сперва ночная утреня, а затем снова часы Великой пятницы – святые и спасительные Страдания Христовы, представляющей собой соединение собственно утрени и древней иерусалимской службы святых Страстей, состоявшей из чтения 12-ти Страстных Евангелий. Вечерня и повечерие пятницы и утреня Великой субботы – Снятие со Креста, оплакивание Спасителя Богородицей и Его погребение.
Столь обстоятельное богослужебное воспоминание Страстей и Воскресения Христовых обязано пониманием Церковью их центрального места в деле нашего спасения Богочеловеком-Христом и уходит своими корнями в глубокую древность, преодолевая и наполняя истинным смыслом узкоисторическое, но вместе с тем – прообразовательное ветхозаветное празднование пасхи как избавления избранного народа от рабства и смерти всего человеческого рода.
На вечерне Великой пятницы происходит переход от темы Страстей Христовых к теме Погребения. Тогда же совершается обряд изнесения Плащаницы в ознаменование снятия Тела Господня с Креста. Литургии в этот день не полагается ради Страданий и Смерти Господних.
Утреня Великой субботы воспоминает оплакивание Спасителя Пресвятой Богородицей и Его Погребение. Конец этой утрени ознаменован крестным ходом с Плащаницей после славословия воспоминает евангельские события в ночь с пятницы на субботу и служится, по приходскому обычаю, накануне поздно вечером.

Новости, праздник

На повечерии пятницы, стоящем между вечерней пятницы и утреней субботы, поется канон на Распятие Спасителя и на Плач Пресвятой Богородицы.

Новости, праздник

Вечерня и Литургия Великой субботы – первое богослужение, посвященное Воскресению Христову как историческому событию в контексте Победного Сошествия Христа во ад и изведения Им его узников. Перед чтением Евангелия происходит переоблачение в белые (пасхальные) одежды, и наконец – совершается полная Божественная Литургия, первая после сугубого поста на время Страстей и Погребения Христовых.

Новости, праздник

Сразу после Литургии совершается освящение и раздаяние хлеба и вина для подкрепления перед предстоящим Пасхальным бдением.

Вот сколько духовных переживаний дает верующему, любящему сердцу Великий пост и священные дни девятидневия.
И пора ответить самому себе – где ты и с кем ты, чтобы в праздничные пасхальные дни на радостный возглас: «Христос воскресе!» совершенно осознанно ответить: «Воистину воскресе Христос!»
Аминь.

 

Использованы материалы из книги «Богослужения Страстной седмицы и Пасхи».

(66)

Одно мнение на “Где ты, Адам? И с кем ты?

  1. Сергей

    «С кем ты?», это оказывается один из важных вопросов в Православии, если задуматься.Ведь все думают что они со Христом, если на них нет тяжкого греха, если посещают храм время от времени…но вопрос этот намного глубже и я это понял только сейчас

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели