Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в праздник Рождества Христова

06.01.2016 12:00:00

Мирополит Иркутский и Ангарский Вадим, проповедь, Рождество ХристовоВсечестные отцы, дорогие братья и сестры. Я сердечно всех вас поздравляю с великим мироспасительным праздником Рождества Христова. Божественный апостол Павел восклицает: «Великого благочестия тайна – Бог явился во плоти». Действительно, когда мы своим умом пытаемся осознать происходящее, осознать то, что сегодня Святая Церковь прославляет Рождество Христа Спасителя, мы, действительно, осознать во всей полноте это не можем.

Мы не можем осознать каким образом можно было родить Деве Марии, оставаясь Девою, не зачиная естественным путем, но от Духа Свята родить Сына, в которого воплотилась вторая ипостась Святой Троицы.  Для нас непонятно, как можно было родить и остаться девою. Непонятно и само существо мироспасения, для которого пришел в этот мир Христос Спаситель.

Для того, чтобы нам хоть в какой-то мере это осознать, Святая Церковь посредством своего учения, Священного Писания и Священного Предания  открывает нечто, что необходимо нам с вами знать. В апостольском чтении послания апостола Павла к Галатам вы слышали, как он говорит, когда же наступило исполнение времен, и далее повествует о рождении Христа Спасителя, о воплощении Сына Божия.

Однажды, созданный человек в лице наших прародителей Адама и Евы не смог сохранить то сыновство Божие, которое им было даровано. Они были созданы для Рая, они созданы были для блаженства. И в этом блаженстве у них проходила жизнь. Они имели необычайную возможность, нами не познаваемую и, наверное, неосознанную в этом мире возможность непосредственного общения с Богом, у самого Бога получали поучения, научаемы были и беседовали с Ним.

Они пребывали в состоянии блаженства. И то, что их окружало, не имело печати насилия. Не было того, чтобы одна тварь поглощала другую. И весь окружающий мир не мстил, как теперь мы видим зачастую в нашей жизни. Весь окружающий мир был подвластен человеку. И мы знаем, что, увы, наши с вами прародители не смогли сохранить это блаженство. Они пали в первородном грехе, который проявился в непослушании Отца Небесного. Только один плод нельзя было вкушать. И, тем не менее, они его вкусили.  Казалось бы, простое элементарное событие, но оно носило глобальный характер. Они научаемы были силами зла, потому что проявилось противление и непослушание воле Отца Небесного.

И с той поры, апостол Павел опять-таки говорит нам, вошел в мир грех, а со грехом и смерть. Дотоле бессмертные люди стали наследниками болезней и печалей. В болезни по повелению Божию поедали свой хлеб. В болезнях проходила их жизнь. И мало того,  они и по смерти своей не вселялись в райские обители. Они лишены были этой возможности. Они становились наследниками шеола, наследниками ада, и испытывали определенное состояние естественного мучения, это то чем повествует нам Святая Церковь, это то, что нам открыто. И вот наступило исполнение времен. Исполнение времен заключалось в том, что явилась абсолютная любовь Бога к человеку. Господь захотел человека спасти и даровать ему возможность вновь войти в обители Отца Небесного, стать бессмертным. И вот потому-то Он послал в мир своего избавителя, которым явился его единородный сын, вторая ипостась Святой Троицы по предвечному совету Святой Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа ради спасения человечества.

Но для того, чтобы принести эту жертву, которой было бы довольно, чтобы воссоздать нарушенный союз Бога и человека в силу греховного груза, накопленного за время существования ветхозаветного человечества, недостаточно было явиться любому человеку, потому что любой человек в той или иной мере был подвержен греху.

Жертву мог принести тот, кто совершенно неповинен, кто благ пред Богом. И таким явился сын Божий. Для того, чтобы дело спасения было осуществлено, и воплотился Сын Божий — Христос Спаситель. Вот вкратце то, что предшествовало рождению Христа Спасителя. Сегодня, когда мы с вами прославляем праздник Рождества Христова, мы имеем с вами возможность не только воспоминать это событие историческое, нечто однажды бывшее, имевшее и имеющее для нас смысл мемориальный, то есть памятный как таковой.

Сегодня для нас дарована возможность вновь и вновь прикоснуться, как и тем  людям, современникам Христа Спасителя именно к рождению Сына Божия. Когда мы прославляем Рождество Христа Спасителя, мы зачастую слышим: поздравляем с Рождеством. И мало кто добавляет, что с Рождеством Христовым. Потому что Рождество стало для некоторых просто шоу. Для некоторых праздником, в силу которого обмениваются подарками, в силу которого происходит оживленное радование.

Но когда вдумаешься в смысл происходящего, спрашиваешь, чему же они радуются как таковому, то вдруг понимаешь, что они абсолютно не знают. Они не понимают даже, что подарки – это тоже дань традиции. Традиции, которую заложили волхвы, когда новорожденному Христу Спасителю принесли дары:  злато, смирну и ливан. И вот во имя этого и принято на Рождество обмениваться подарками.

Сегодня для нас грустно осознавать, что Рождество превратилось в праздник, в котором не только нет места глубокому осмыслению происходящего, но нет места и Христу, потому что мы часто видим, что в той или иной мере люди не понимают пришествие в мир Христа Спасителя. Не понимают, не только в силу того, что это невозможно человеку. Если только человек стремится к Богопознанию, познанию своего спасения, познанию воплощения Сына Божия, непременно ему откроется ведение, которое будет вполне достаточно, и удовлетворительно его пытливому уму, его сознанию, его нравственным устоям.

Но сегодня мы зачастую видим, как Христа Спасителя умышленно гонят. Умышленно гонят за то, что он пережил от нас ранее. Когда Христос Спаситель отдал свою жизнь во имя спасения человека. И вместе с тем, благодарное человечество выразило Ему свою признательность именно распятием. Именно непризнанием. Сегодня мы видим, что тоже самое происходит в нашем мире. Как принимается определенное законодательство, принимаются различного рода устои, которые начисто лишены христианства. Начисто лишены этой нравственной основы.

Почему это так происходит? Что, эти основы являются злыми? Или несут в мир разделение? Или они не являются спасительными для человечества? Увы, отнюдь нет. Гонят, потому что таковыми они являются. А если принять их, если признать родившегося Христа, надо признать и его учение. Признать его нравственность. Это тот закон, который гласит нам о чистоте сердца человека. Закон, который гласит нам о том, что в человеческом обществе должна царствовать любовь, а отнюдь не эгоизм, эгоцентризм и себялюбие. Отнюдь не то, что зачастую является для человека мерилом поведения, когда во имя своего благополучия он и через труп матери своей готов переступить. И это не образное выражение. К сожалению, имеется множество примеров, которые нам об этом говорят.

Сегодня, дорогие братья и сестры, ликуя вместе с Церковью о воплощении Сына Божия, мы с вами должны помнить, что для нас принес Христос Спаситель. Что Он принес и чего от нас просит. Избежать этой участи невозможно. Нет альтернативы. Если бы кто сказал, что есть другой путь, можно пойти вне Христа, его нет. Только Он – единственно верный путь, который ведет человека к Богу, к вечности, спасению, к обителям Отца Небесного. Живя здесь плотию, мы располагаем бессмертной душой, которой участь будет определять таким образом, каким образом прожили мы с вами эту нашу земную жизнь. Что сделали, сотворили ли злое – обители для нас адские. Сотворили ли что доброе — мы смеем надеяться на милосердие Божие, что Господь увидит наши с вами старания, что поможет нам в нашем стремлении ко благу и истине. А не будет такового, и не будет Царства Божия.

Вот поэтому-то, рождение Христа Спасителя, Рождество Христа, которое мы с вами торжественно празднуем, является для нас весьма грозным событием, столь важным, основательным, фундаментальным, на котором должна зиждиться наша с вами жизнь.

И сегодня, прославляя рождение Христа Спасителя, возопием также, как и вся Церковь: «Слава в вышних Богу». Прославим Его, и будет на земле мир,  и в человецех благоволение Божие.

Я сердечно всех вас поздравляю и с наступившим новым годом. Да будет этот год благоприятным и спасительным для всех вас, храни вас Господь.

Аминь.

Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в праздник Рождества Христова

 

(10)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели