Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ. БОГОСЛУЖЕНИЯ

  ВОПРОС: Что такое Богослужение?

 ОТВЕТ: Все священнодействия Церкви можно разделить на две группы: Уставные Богослужения и Таинства и обряды.

 Уставные Богослужения — это общественные Богослужения, порядок совершения которых определён Типиконом — Уставом (типос — тип, образ греческ.).

 Уставом определены три «круга» богослужений: суточный, недельный и годовой.

 В суточный круг входят все богослужения, совершаемые в течение дня: вечерня, повечерие (великое или малое), полунощница, утреня, часы и литургия.

 Литургия является самым важным богослужением дня.

 На практике эти богослужения объединяются в две группы: вечернее «богослужение и утреннее. Обычно вечером совершаются богослужения «вечерни», «утрени» и «первого часа». Утром совершаются богослужения «третьего и шестого часов» и Божественная Литургия.

 Во время Великого Поста и в некоторые другие дни порядок богослужений несколько изменяется.

 Недельный круг богослужений определяет особенности богослужения каждого дня недели, так как каждый день недели посвящен какому-нибудь особому воспоминанию: ВОСКРЕСЕНЬЕ — Воскресению Христову; ПОНЕДЕЛЬНИК — Небесным Силам; ВТОРНИК — Иоанну Крестителю и Пророкам; СРЕДА — Кресту в связи с покаянным воспоминанием о предательстве Иуды; ЧЕТВЕРГ — Апостолам и Святителям (главным образом Святителю Николаю); ПЯТНИЦА — Кресту в связи с Распятием Господа Иисуса Христа; СУББОТА — Божьей Матери, а также всем святым и усопшим. Среда и Пятница в течение всего года (кроме «сплошных» и Пасхальной «седмиц») являются днями постными.

 Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года, включая сюда все праздники и дни памяти святых.

 Главный христианский праздник года — Пасха, называемая Праздников Праздник, кроме которой существуют двенадцать великих праздников, посвященных Господу Иисусу Христу и Божьей Матери, которые называются «двунадесятыми».

 Некоторые из этих праздников совершаются в определённые дни каждого месяца и называются «неподвижными». Например, Рождество Христово, Благовещение и другие.

 Некоторые же праздники, «подвижные», празднуются каждый год в другой день. Таковы Пасха и все зависящие от неё праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, День Святой Троицы — Пятидесятница.

 Самые большие праздники предваряются Постами.

  ВОПРОС: В чём же смысл общественных Уставных богослужений, почему они совершаются по сложной системе, регламентированной Уставом, каково их значение для духовной жизни христианина?

 ОТВЕТ: Господь наш Иисус Христос сказал:

 «…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них», и ещё: «…если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного «. (Матфей 18.19.20.)

 Эти слова Господа делают понятным, почему с самого основания Христовой Церкви христиане собираются на совместную молитву.

 Ещё до Рождества Христова, в период действия Ветхого Завета, важнейшей частью духовной жизни Богоизбранного народа была общая молитва в Храме, участие в священнодеиствиях, совершаемых ветхозаветными священнослужителями, пение духовных песнопений.

 Сам Господь Иисус и ученики Его в ночь, когда Он был взят на Страдания, «…воспевши, пошли на гору Елеонскую» (выделено автором) (Марк 14.26.)

 Ветхозаветные священные тексты легли в основу богослужения христианской Церкви, стали стержнем, на который нанизываются вот уже почти две тысячи лет, вновь создаваемые тексты христианских молитв и песнопений.

 Среди ветхозаветных священных текстов в христианском богослужении используются Паремии (отрывки текстов Священного Писания Ветхого завета) и Псалтирь (сборник духовных песнопений, созданных Пророком и Псалмопевцем Давидом).

 По мере того как росла и расширялась Церковь Христова, увеличивалось количество составляющих Её славу святых, — происходили события, в честь которых устанавливались Праздники, росло и количество составлявшихся в честь этих святых, или праздников, Новозаветных молитв и песнопений, которые вместе с Ветхозаветными текстами составляют современное христианское Богослужение.

 В течение истории, в разные века, создавлись различные редакции Устава Богослужений которые, по месту создания получали названия: Иерусалимский, Студийский, Устав Великой Церкви и другие.

 В настоящее время в Русской Православной Церкви действует, принятый в редакции 1695 года, Иерусалимский Устав.

 Кроме общественных Уставных Богослужений, в Церкви совершаются богослужения частные — Требы (от слова требовать, потребность), совершаемые по потребностям прихожан. Требами являются: Таинства Крещения, Брака, чинопоследования Погребения, освящения жилищ и др.

 Все жизненные потребности христианина обеспечиваются молитвенной поддержкой Церкви, Её Благодатной помощью и благословением.

 



Назад к списку

(1)

Перейти к верхней панели