Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

УСПЕНСКИЙ ПОСТ

 

Животворящий Крест Господень  (храм Слюдянки Иркутской области)

 

 

14 августа начинается Успенский пост.

 Святитель Феофан Затворник  так объясняет очередность постов в Православной Церкви: «Апостолы, или вся собравшаяся в Сионской горнице Церковь была только устами, которыми приняло человечество первое дыхание Святого Духа. Принятый в дыхании воздух обыкновенно проходит в легкие, из большого канала все в более и более меньшие, пока дойдет до последних пределов. Таким образом, приемники живительных стихий воздуха суть легкие, а способ сообщения его живительности есть самое действие дыхания, совершающееся колебанием груди, или вдыхание и выдыхание.

Так и по отношению к Духу Святому: дохнув однажды Божественным Духом, род человеческий дышит Им непрестанно. Легкие, в которых это совершается, есть Святая Церковь. Каналы в легких – это Божественные таинства ее и другие освятительные действия. Колебание груди – это годовое движение всех священнодействий Церкви, например, Великий пост со всем чином своим, потом пятидесятидневные празднества, потом опять пост, и так далее, точь-в-точь колебание груди. Так дышит Христова Церковь, или все и повсюду верующие христиане. А так как христианство – в человечестве, то все человечество и дышит в нем, хоть и не все причастно животворным действиям сего Божественного дыхания».

Этот пост по строгости равен Великому посту, ведь мы просим молитв Самой Матери Божией. Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Она Его любила как мать, и Она Ему поклонялась как Богу.  Никогда не стояла препятствием на Его крестном пути, нигде в Евангелии вы не найдете, чтобы Пресвятая Дева Его останавливала, подобно Петру. Петру Христос ответил: отойди от Меня, ты мне противник и враг, ты думаешь о человеческом, а не о Божием.

 Пресвятая Богородица у подножия креста не выронила ни одного слова, не произнесла вслух ни одной молитвы, которая шла бы вразрез с волей Отчей и с волей Сына.  Она в полном единстве, соединенная до конца с волей и любовью Своего Сына и Бога, отдавала Его на смерть, чтобы жили другие: мы, люди.

И эта крестная смерть Христа, и это умирание Божией Матери у Креста Господня  совершилось ради каждого из нас. Теперь каждый из нас перед иконой Пресвятой Девы может сказать: «Да, Матерь, Ты отдала Своего Сына на смерть, не зная меня, но Ты отдала Его, чтобы я мог поверить в Божию любовь и мог спастись Крестом Господним». Вот почему мы так молимся перед Ней, вот почему мы действительно говорим: «Спаси!», а не только: «Помолись…». И, если Она скажет: «Я простила…», тогда и Сын скажет: «Если Ты простила, то суда нет над этими людьми».

  Сам Спаситель со святыми ангелами принял святую душу Ее и принес на место Своей славы, в райские селения. Поэтому за две недели перед Успением Божией Матери Святая Церковь установила молитвенный и телесный пост.

 Во время этого поста  происходит освящение плодов. 14 августа совершается чин  освящения меда (медовый Спас). 19 августа, на Преображение Господне, совершается освящение яблок и других плодов (яблочный Спас). А 29 августа — ореховый  Спас.

 

Назад к списку

(6)

Перейти к верхней панели