Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

УСПЕНСКИЙ ПОСТ. СПАСОВКА

 

14 августа

 

Ласковое название Спасовка Успенский пост получил за то, что в его время отмечаются два их трех Спасов – радостных праздников в честь Всемилостивого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Первый приходится на начало, второй – на середину поста. Третий Спас отмечается на следующий день после начала мясоеда. Спасы примечательны тем, что в эти церковные праздники освящаются мед и фрукты.

Медовый Спас

В первый день Успенского поста 14 августа совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице – первый Спас. В память о крещении киевлян в водах Днепра и Крещатика совершается также освящение воды. Вместе с этим освящается мед, благословляется вкушение нового медосбора. Потому в народе первый Спас получил название Медовый.

Мед является одним из самых питательных среди постных продуктов. Согласно Евангелию, Иоанн Креститель, удалившись в пустыню, питался только травами и диким медом. Вкушение меда разрешается в любой день года, кроме Великой Пятницы на Страстной седмице, когда вообще запрещается принятие пищи.

Мед считался наиболее угодным продуктом для поминания усопших. Его приносили на могилы почивших, ставили на канун во время панихиды, с него начинался поминальный обед, он входил в состав поминальной кутьи.

На основе меда в русской кухне приготовлялось множество сладких блюд. Широко известны медовые пряники и коврижки, блины и каша с медом. Огромной популярностью пользовались напитки из меда. Самым древним и знаменитым из них был хмельной мед. Он упоминается еще в житии равноапостольной княгини Ольги. Иногда в мед добавляли свежий ягодный или фруктовый сок или морс.

Другой русский напиток – сбитень, в него добавляли душистые травы, пряности. Долгое время он заменял чай и кофе. Существовало еще одно забытое сейчас блюдо – маканцы, или молочники. Для их приготовления из растертого мака, смешанного с медом, делали маковое молочко. Полученную смесь подавали на стол в особой посуде: в нее обмакивали калачи, блины, другую постную выпечку.

Так в старину сладким медом и маковыми затейливыми печеньями начинался Успенский пост.

Назад к списку

(77)

Перейти к верхней панели