Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Сплошная седмица – Мытаря и фарисея.



Скоро – святой пост, время спасительного врачевания душ наших. Позаботимся же войти в намерения матери нашей Церкви: будем трудиться над очищением своей совести и исправлением своей жизни. А так как успешность этих трудов зависит от умягчения сердца сокрушением, то святая Церковь заранее предрасполагает нас к этому чувству и разными способами хочет возбудить и укрепить его в нас. Ныне притчею о мытаре и фарисее она внушает нам, что самый верный путь к сокрушению есть уничтожение в себе фарисейского самомнения и укоренение в сердце мытаревого покаянного вопля: «Боже, милостив буди мне, грешному!» — говорит святитель Феофан Затворник.

Вероятно, фарисей, о котором рассказано в этой притче, не был плохим человеком. Во всяком случае, он никому не делал зла. Но, как видно из притчи, он и добрых дел не совершал. Зато он строго исполнял разные мелочные и второстепенные религиозные обряды, которые даже и не требовались ветхозаветным законом. Исполняя эти ритуалы, он был о себе очень высокого мнения. Он весь мир осудил, а себя оправдал! (слова свт. Иоанна Златоуста).

Люди с таким настроением не способны критически оценить себя, покаяться, начать подлинно добродетельную жизнь. Господь Иисус Христос не раз публично бичевал лицемерие иудейских книжников и фарисеев. Однако, в этой притче Христос ограничился только замечанием, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей), то есть: искреннее покаяние мытаря было принято Богом (Лк. 18, 14).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) так объясняет эту притчу: «Мы теперь живем суетно, у нас нет внимания, чтобы увидеть в своей жизни следы Промысла Божия, нет у нас разумения понять, что же хочет от нас Господь в данных обстоятельствах жизни. А все это потому, что мы забываем о единственной цели нашего земного бытия, о том, что только оно, искреннее покаяние – путь в блаженную вечность и что только узкие и тесные врата ведут в Царствие Небесное. Но дверь Божественного милосердия, как и этому мытарю, нам отверста всегда, от начала и до скончания мира. Только как нам отверзать дверь нашего окаменевшего человеческого сердца навстречу Богу? Этому надо учиться, об этом надо думать. Жизнь многих из нас уже преклонилась к закату, а мы еще и теперь даже не начали делать ничего из того, что повелено нам Богом совершить на земле. Боже, будь же милостив нам, грешным».




Назад к списку

(16)

Перейти к верхней панели