Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Проповедь митрополита Вадима в праздник Сретения Господня. Собор Богоявления г. Иркутска, 15 февраля 2014 г.

Сретение Господне. Проповедь митрополита ВадимаПроповедь митрополита Вадима в праздник Сретения Господня. Собор Богоявления г. Иркутска, 15 февраля 2014 г.

Этот праздник имеет для нас значимость не только относительно Христа Спасителя, но и Божией Матери, то есть, по сути дела, в этот день трудно даже сказать, каков этот праздник. Относится ли он к Христовым праздникам, или к Богородичным? И то и другое является справедливым.  По тому, что сегодня, именно в этот день мы вспоминаем событие, когда Христос Спаситель, Богомладенец, в сороковой день Преблагословенной Девой Богородицей с Иосифом был принесен в храм Господень.

Храм Господень – это храм в Иерусалиме, храм, который был единственным для иудеев. И если были храмы другого порядка, именуемые синагогами и скиниями, то храм Господень в Иерусалиме, храм Соломона, был един. И отсюда пришло почитание Бога. Единобожие было особым тщанием именно в этом городе, и потому долг каждого иудея был в тот или иной праздник, когда подобало дважды в году приходить в Иерусалим и возносить свои молитвы и свои жертвы Богу.

И вот, в сороковой день по рождению Христа Спасителя по обычаю, по обыкновению, как слышим мы в Священном Писании и пениях церковных, Христос Спаситель был принесен Божией Матерью и Иосифом в храм Господень. Это было исполнением правды Божией по тому, что, по сути по своей, явилось олицетворением всего служения Христа Спасителя, Завета, замысла Преблагословенной Троицы Живоначальной – Отца и Сына и Святаго Духа – для того, чтобы принести вторую ипостась – Сына Божия,  – вочеловечившегося ради спасения мира, в жертву.  Вот именно это событие и было основным предназначением для того чтобы было понять зачем же приведен был в храм Господень Христос Спаситель и каковым образом надлежало ему исполнить свое служение.

Здесь для нас совершенно понятно, потому что был закон Моисеев, было и посвящение ему всякого младенца мужеского пола, а теперь еще и то предзнаменование, которое было совершить Иисусу Христу, Богомладенцу, ради спасения всего человечества.  

Но вместе с тем Христос Спаситель приносится в храм Преблагословенной Девой Богородицей, для Которой Христос Спаситель – это Божественный Младенец, Младенец, Которого Она пояла совершенно чудодейственным образом, неожиданно, от Духа Святого, и Сама не поняв до конца всю значимость происшедшего. И вместе с тем это был Ее Младенец. Это был Ее Сын. И вот когда Она принесла Его, то вместе с теми славословьями, которые Она услышала, когда было сказано, что всякий младенец приносится в жертву Богу, Она услышала от мужа Симеона древнего годами, того Симеона, который был толковником и однажды наткнувшись пророка Исаии чтения на слова «Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7:14), он очень смутился и подумал, что это либо неточность перевода, либо какая-то другая ошибка. И тогда ему ангел небесный волею Божией провозвестил, что не увидишь смерти до той поры, пока сам не будешь свидетелем того события, о котором описывает святой пророк Исаия. Дева зачнет. Именно Дева. Зачнет, и останется Девой. И родит Сына. И Этот будет Спасителем мира. И вот Симеон вещает о том, что Он лежит, Этот принесшийся «на падение и на восстание многих» (Лк 2:34). Для него, отягченного многими годами, многими трудами, болезнями, и в силу своего возраста, это было исполнением времен и было отпущением. Это было, наконец, и той зарей, которая понималась в его сознании, как понимание того, что сбылось обетование божие, и не только для него, но и для всего ветхозаветного народа о том, что явился Сын Божий, Который возьмет на себя все грехи человеческие, Который соединит человека с Богом, Который есть Мессия, Которого многие и многие поколения ветхозаветных евреев с таким нетерпением ожидали. И наконец-то это сбылось. Он произносит те слова, которые мы с вами поминаем за каждым вечерним богослужением, а по благочестивой традиции и когда отходим ко сну. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2:29-32).

Действительно, и для него наступило время славы, и действительно для него наступило время избавления, когда дух, будучи бодрым, плоть, будучи слабой, тем не менее разжизалася духом. Разрешение от этой бренной плоти и таковым образом сбылось его обещание. И он увидел то спасение, которое являлось столь ожидаемым для всего человечества.

И вместе с тем, произнес те слова, которые наверно в большей мере легли на душу или пронзили сердце Преблагословенной Девы Богородицы. Она была матерью, это было Ее возлюбленное Чадо. Это было Чадо, в Котором было Ее благоволение. Когда рождается ребенок, рождается дитя, то мы часто слышим те славословия, те благие пожелания, добрые пожелания, которые действительно являются необходимыми младенцу. Мы желаем ему многих лет жизни, желаем здоровья, благополучия, разума, мудрости, желаем быть утешением в старости. Но Божия Матерь этого не слышит. Она слышит другое: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). 

Трудно было может быть во всей полноте понять Ей, что же Ей надлежало будет пережить. Все это Она осознает в страшные дни Голгофы. А до этого она слышит это обетование, это обещание, и оно смущает Ее. Действительно, вместо этих поздравлений, Она слышит, что этому Младенцу, по сути дела, надлежит таким образом пострадать, что оружие пройдет душу Ее. И вот это-то для всех из нас сегодня является тем напоминанием, какою дорогою ценой куплено наше с вами избавление. Что пережила Божия Матерь, что пережить надлежит и каждому из нас. Потому что иного пути нет. Никогда и нигде Христос не обещал безбедной жизни человеку. Нигде Он не говорил о том, что человечество будет счастливо на этой земле. Он говорил скорее об обратном, что оружие, которое было обещано, пройдет душу и каждого человека. Он говорит о том, что «в мире скорбни будете», «Но дерзайте, (яко) Аз победих мир», – говорит Христос Спаситель (Ин. 16:33). Тем самым указывая нам на то, каковым образом будет наша с вами жизнь. И действительно, обращаясь к нашей с вами жизни, можем ли мы сказать, что мы обладаем полнотой счастья человеческого? Можем ли мы сказать, что мы находимся в том состоянии, которое по сути дела лишено страданий, болезней, лишено всякого рода искушений и огорчений? Увы, нет. Мы знаем, что эта наша жизнь в силу одного определенного совершенно непреодолимого условия, — в силу того, что согрешили наши прародители, а мы являемся их наследниками, – что в этой жизни для нас нет полного счастья. И это необходимо знать.

И потому мы заявляем, можно сказать, с апостолом Павлом «не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем» (Евр. 13:14).  И вот именно этим грядущим да будет для всех нас Царство Божие, где нет действительно ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Где есть подлинное счастье, к которому должен стремиться всякий человек. Это совершенно естественно стремление таковое ко благополучию. А эта наша жизнь, которая может быть и будет проходить через то, что оружие пройдет нашу душу, да будет той жизнью, которая будет нас приуготовлять к обителям Отца Небесного. И тогда эта наша жизнь сама получит новое освещение, получит новое качество, когда мы к ней будем относиться с пониманием, любовью, уважением, почтением, будем относиться так к ближним нам людям, потому что именно любовь к ним является одним из самых важных явлений, необходимых для того, чтобы нам снискать эти обители счастливые, Царство Божие, которое нескончаемо в вечности. Аминь

Я вновь сердечно вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.

Возврат к общему списку

Назад к списку

(11)

Перейти к верхней панели