Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

 

 

Надо открыто признать, что Россия есть государство русского народа. В этой простой констатации очевидного исторического факта ни для кого ничего обидного быть не может. Ведь русские же полки громили псов – рыцарей на Чудском озере в 1241 году, секли полчища Мамая на Куликовом поле в 1380 году, очищали Москву от интервентов – поляков в 1612-м, насмерть стояли на Бородинском поле в 1812-м! Русские же купцы ходили «за три моря», подобно знаменитому Афанасию Никитину, закладывая основы нашей экономической мощи! Русские же священники, иноки и инокини – подвижники Святого Православия, любовно пестовали душу народа, вкладывая в нее драгоценные перлы добродетелей: милосердия и незлобивости, смирения и мужества. Русскими костями на девяносто (как бы не более!) процентов усеяны с нашей стороны поля сражений первой и второй мировых войн. Да и сегодня русские составляют более четырех пятых населения страны. Именно они являются тем цементом, который стягивает государственное строение России: общность якута и лезгина, татарина и вепса поддерживается лишь тем, что они на равных включены в державной тело Руси.

 

Праздник Казанской иконе Божией Матери

4 ноября

 

Мы до сих пор плохо знаем о значении патриарха Гермогена в тех далеких событиях смуты, которая терзала нашу страну в начале семнадцатого века.

Патриарх Гермоген (1606 — 1612) родился около 1530 года. В миру носил имя Ермолай. Первые достоверные данные о нем фиксируют  Гермогена в г. Казани в 1579г., когда он был рукоположен священником гостинодворской Никольской церкви и в этом сане в том же году стал свидетелем обретения чудотворной Казанской иконы Богоматери. Он первый описал это событие, поведал о многочисленных исцелениях от этой иконы, составил ей службу, что сразу принесло ему известность. С тех пор удивительная мистическая нить связала его жизнь с Казанским образом Пресвятой Богородицы. В 1583г. Гермоген принял монашество и стал игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В 1589г, при учреждении патриаршества, он был хиротонисан в первого митрополита Казанского. И сразу проявил себя как деятельный иерарх. По его ходатайству была установлена поминальная суббота после Покрова Богородицы для поминовения всех воинов, павших при взятии Казани, и всех местных страдальцев за веру христианскую. Гермоген перенес мощи святителя Германа в Свияжск в 1592г. А в 1595г. он же открыл мощи Гурия и Варсонофия.

3 июня 1606 года Гермоген был по полному чину, как тогда полагалось, поставлен патриархом Московским и вся Руси. Смерть Лжедмитрия I была известна достоверно только Москве и округе. Русская периферия не имела на этот счет точных сведений, а желание верить в «законного», «прирожденного» царя было очень велико. Хаос смуты продолжался. И в этом хаосе явился новый лжеспаситель — Лжедмитрий II. Был пущен слух, что Димитрий не был убит в Москве, а сумел бежать (вторично чудесно спасся). В окружении польских войск, запорожских и донских казаков, множества иного бродячего люда Лжедмитрий II  в августе 1607 г. появился в пределах России,  а 1 июня 1608г. вплотную подошел к Москве, став лагерем в Тушино. К Тушинскому вору, как называли тогда этого самозванца, стали перебегать из Москвы многие бояре. Марина Мнишек признала в нем законного мужа. Но характерно, что ее духовник-иезуит для успокоения совести все же тайнов г. е данные о нем фиксируют вфиксируют в Ермогена повенчал ее с новым самозванцем. Сохранились тайные инструкции приближенным «вора», исходившие от Римской курии. Суть их в том, чтобы осторожно, но неуклонно вести дело к подчинению Русской Церкви римскому папе, т.е. к унии.

Защищаться Россия практически не могла. Еще ранее, когда в южных и центральных областях началась крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова. 15 тысяч Русского войска перешли под Калугой на его сторону. Оставшаяся верной армия едва могла обеспечить оборону столицы.

В самом начале этих событий, предвидя их великую опасность, патриарх Гермоген стал рассылать по России грамоты, призывавшие не верить в нового самозванца. Затем он анафематствовал его и всех, кто примкнул к нему. Мощи подлинного царевича младенца  Димитрия были перенесены в Москву, и от них произошли многие чудеса и исцеления. Не станем описывать всех перипетий того сложного времени, они достаточно описаны. Скажем о главном. Царь Василий Шуйский вызвал против себя сильную боярскую оппозицию. Призвав на помощь против поляков шведского короля Карла IX, Шуйский поставил Россию в состояние «официальной» войны с Польшей. Поляки покинули Тушинского вора, начав открытую интервенцию. Большая армия Жолкевского подошла к Москве. Сигизмунд III, осаждавший Смоленск, потребовал, чтобы на русский престол был возведен его сын, королевич Владислав. Патриарх Гермоген сначала действовал в пользу Шуйского, но когда в июле 1610г. этого царя все-таки свергли, предложил на царство 14-летнего Мишу Романова. Однако голос патриарха не был тогда услышан. Патриарху Гермогену пришлось уступить той  боярской партии, которая поддерживала Владислава под предлогом, что у Москвы нет сил защищаться от польской интервенции. Патриарх согласился, но при условии, что Владислав крестится и поляки уйдут из России. В то же время Гермоген не переставал призывать тушинцев и всех изменников обратиться, покаяться и прекратить разорение своего отечества, а верных сынов Родины – встать на защиту Москвы и государства.

Московское боярство не собиралось считаться с патриархом. Они впустили войска Жолкевского в Москву, где поляки заняли Китай-город и Кремль, а под Смоленск отправили особое посольство с грамотой, что Россия отдает себя «на волю» польского короля.

И тут произошло такое, что явилось решающим моментом всех событий и вывело всю страну из хаоса смуты, из обстоятельств, казавшихся совершенно безнадежными.

Вышеуказанной грамоты о капитуляции России не подписал патриарх Гермоген.

Не увидев под грамотой подписи патриарха, русское  посольство с митрополитом Филаретом, уже давно находившееся под Смоленском, признало ее незаконной: «Теперь мы стали безгосударны, и патриарх у нас человек начальный (т.е. главный в отсутствие царей). Нам теперь без патриарховых грамот, по одним боярским, делать нельзя».

Сговора с Сигизмундом и капитуляции перед ним не произошло. Вот что значит в решающий момент одна такая протокольная формальность, как подпись (в данном случае – отсутствие подписи)!

Это дало духовное и правовое основание русским городам выступить против поляков в защиту отечества. Гермогена заточили в Чудовом монастыре и стали морить голодом.

Меж тем к Москве потянулись народные ополчения. По предложению патриарха Гермогена из Казани была принесена Казанская икона Пресвятой Богородицы, ставшая главной святыней ополчения Космы Минина Сухорукова и князя Дмитрия Пожарского. Перед ней после строго поста слезно молилось почти отчаявшееся русское войско, готовясь к последнему штурму Москвы. 22 октября 1612г. ополчение овладело Китай-городом. Начались уличные бои, где в дыму выстрелов и пожаров, в сверкании и лязге оружия трудно было отличить своих от чужих.   27 октября дымы рассеялись. Поляки сдавались. Можно представить себе картину: из ворот Кремля стройно выходит одетое в шлемы и латы польское войско и к ногам лапотных русских мужиков, вооруженных чем попало, бросает свои бесславные знамена! А над всем этим, как знамение победы, возвышается Казанская икона Богородицы – Заступницы усердной рода христианского!

Патриарх Гермоген не дожил до этого светлого дня. 17 января 1612г. он скончался в заточении в Чудовом монастыре. В 1913г. он был причислен к лику святых, и его честные мощи до сих пор почивают в Успенском соборе Кремля.

А в память чудесного спасения страны от иноземцев в 1612 году Церковь и по сей день отмечает празднование иконы Казанской Божией Матери 22 октября (4 ноября).

 

 

 

 

Назад к списку

(129)

Перейти к верхней панели