Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Деятельность других Иркутских архипастырей

Одним из самых деятельных архиереев на Иркутской кафедре был епископ Иннокентий (Нерунович) — уроженец Киева, он окон­чил Киевскую духовную Академию и принял монашеский постриг в Киево-Братском монастыре.

С 1728 года он преподавал в Московской Славяно-греко-латинской духовной Академии, а с 1730 года он становится префектом Академии. 25 ноября 1732 года был хиротонисан во епископа и примерно через год прибыл в Иркутск в качестве епископа Иркутского и Нерчинского.

Епископ Иннокентий обратил свое внимание на северные и восточ­ные пределы сибирского края — Якутию и Камчатку. При нем было пос­троено около 30 церквей. В 1747 году было начато строительство Крес-товоздвиженской церкви г. Иркутска. Воздвигнуты храмы на Дальнем Востоке. Большую заботу проявил архипастырь о русско-монгольской школе Вознесенского монастыря. Она стала называться Славяно-русс ко-латинской. В июле 1747 г. епископ Иннокентий отошел ко Господу и был похоронен в Спасской пустыни 26 июля 1747 года. Над могилой средствами купцов Саломатова и Болдакова установлена часовня.

После смерти епископа Иннокентия (Неруновича) епархия 7 лет была без пастыря.

20 марта 1754 года в Иркутск прибыл епископ Софроний.

Будущий Святитель родился 25 декабря 1703 года в г. Березани Переяславского уезда Полтавской губернии в семье сельского священника. Окончив Переяславскую семинарию, он в 1727 году поступил в Красногорский Покровский монастырь Переяславской епархии, и там пострижен в мо­нашество 23 апреля 1730 г. Позже был назначен игуменом этой обители. С 1745 года был наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Петербурге, причем был личным духовником императрицы Елизаветы Петровны. Рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского 18 апреля 1753 года. При этом на него возложили «белый саккос, расшитый серебром, золотом и шелком — работу и подарок Елизаветы Петровны».

В первые годы своего правления епископ Софроний обновляет ру­ководство монастырей, назначает в Иркутский Вознесений, Посоль­ский Преображенский и Якутский Спасский монастыри соответствен­но архимандрита (Нафанаила), игуменов Синесия (Ивановского) и Гервасия (Леонтовича). В Киренский Троицкий — игумена Вениамина (Юзефовича), а в Селенгинский Троицкий — игумена Илию (Вепритс-кого).

Совершив ревизионную поездку по епархии, епископ Софроний определяет наиболее слабые места епархии, требующие неотложного вмешательства. Наиболее остро ощущалась нехватка священнослужи­телей, и он обращается в Синод с просьбой об отправке грамотных и достойных священников. Не дожидаясь помощи со стороны Синода, святитель Софроний готовит кадры своими силами. Он вновь откры­вает духовную школу при Вознесенском монастыре, переносит ее в ар­хиерейский дом и лично руководит ею. Из приведенных епархиальных ведомостей за 1754 г. известно, что в Иркутской епархии было 99 цер­квей, по штату в них полагалось 458 священно-церковнослужителей, а фактически было 295. «Не хватало 163 (протопопов — 4, ключарей — 1, попов — 42, протодиаконов — 1, диаконов — 24, дьячков — 48, понома­рей — 35, сторожей — 8), — что составляло около 35% церковных шта­тов»9. Из них далеко не все отвечали своему званию и предназначению. С такими Софроний поступал весьма жестко. Так, узнав, что священ­ник Киренско-Спасской церкви Василий Исаков склонен к пьянству, предписал игумену этого монастыря посадить виновного на цепи и на­ложить монашеское смирение. А в 1758 году за уличение в казнокрадс­тве игумена Посольского монастыря Гервасия (Леонтовича), отрешил его от должности. В целях предупреждения ложных доносов святитель предписал ввести наказание плетью.

Центральная задача святителя Софрония все же состояла в благо­устройстве бывших и строительстве новых храмов. За семнадцатилет­нее правление общее количество храмов увеличилось на 25 и достигло 124.11 Многие деревянные церкви были перестроены в каменные.

Посольский Преображенский, Селенгинский Троицкий, Киренский Троицкий, Иркутский Вознесенский, Знаменский женский мо­настыри по церковной реформе 1764 года были причислены к III клас­су. Якутский Спасский был причислен к III классу только в 1798 году, а Нерчинский Успенский упразднен.

В 1757 году и в 1764 гг. по заказу святителя Софрония были отлиты два Соборных колокола весом 350 и 200 пудов, а также была украшена богатой ризой знаменитая на весь край икона Казанской Богоматери.

30 марта 1771 года в возрасте 67 лет епископ Софроний перешел в вечность. Гробница святителя Софрония сгорела 18 апреля 1917 года во время пожара в склепе Казанского придела у левого клироса Богояв­ленского собора Иркутска.

В апреле 1918 года епископ Софроний канонизирован по решению Собора Русской Православной Церкви.

Следующим епископом Иркутской епархии стал Михаил (Миткевич), выпускник Киевской Духовной Академии. По одной из версий, он являлся ректором Тобольской Духовной Семинарии.

Во время его пребывания на Иркутской кафедре, в 1784 г. Синодом была проведена всероссийская перепись епархий по указу императри­цы Екатерины II. Перепись показала, что в Иркутской епархии было: «145 церквей (или 0,7% от общего их количества); 22733 приходских двора (или 0,9%); 89578 лиц мужского пола (0,8%) и 83669 женского (также 0,8%)»  Это говорило о том, что Иркутская епархия была самой крупной и в то же самое время самой слабой в империи.

В 1822 году произошло разделение Сибирского губернаторства на Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское. После этого Иркутскую епархию отнесли ко II классу и соответственно епископа Михаила (Бурдюкова) возвели в сан архиепископа.

Далее в Иркутской епархии наступил период некоторой неста­бильности. Архиепископа Михаила (Бурдюкова) сменил архиепис­коп Ириней (Нестерович), но очень быстро, по странным обстоя­тельствам, он был отстранен от кафедры.

18 июля 1831 года Иркут­ским архиепископом был назначен Мелетий (Леонтович), бывший епископ Пермский. По причине слабого здоровья в 1835 году он был переведен в Харьков, успев все же добиться открытия Томской епар­хии в 1834 году.

При следующем епископе Иннокентии (Александ­рове) Иркутский Вознесенский монастырь был отнесен к I катего­рии. Большую помощь оказал епископ Иннокентий бывшему тогда на Аляске протоиерею Иннокентию Вениаминову, будущему митро­политу Московскому в его миссионерской деятельности, ходатайс­твовал перед Синодом о выделении Аляски и Камчатки в отдельные епархии.

В 1838 году главой Иркутской епархии был назначен епископ Нил (Исаакович), 1799 года рождения, сын могилевского священни­ка, один из наиболее ярких и талантливых Иркутских архиереев. В 1825 году он окончил Петербургскую Духовную Академию. Будучи студентом, постригся в монахи. По окончании Академии был назна­чен инспектором Черниговской Семинарии, затем Киевской Акаде­мии и ректором Ярославской Семинарии. 12 октября 1830г. он был возведен в сан епископа и 23 апреля 1838 года возглавил Иркутскую и Нерчинскую епархию, а через два года возведен в сан архиепископа. Всеми любимый и уважаемый архипастырь строил новые храмы на Байкале (в Листвянке и Култуке), а также в Гужирах и в Кяхте. Как ревностный проповедник веры христовой архиепископ Нил много сил и времени приложил к обращению в христианство бурят. Строил походные церкви. Сам переводил на монгольский и бурятский языки богослужебные книги.

Архиепископ Нил был членом императорского русского географи­ческого общества. В свободное время архиерей занимался минерало­гией. Свою богатую коллекцию он завещал Петербургскому Универси­тету. 24 декабря 1853 года Указом Священнейшего Синода Иркутский иерарх был назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.

При архиепископе Парфении (Попове) в 1863 году Синод разре­шил Иркутской епархии выпуск своей газеты «Ведомости», которая выходила раз в неделю.

Несмотря на уменьшение территории Иркутской епархии и от­крытие новых, роль Иркутской епархии, как центра Православия, оставалась значительной. Учитывая это, в 1910 году Священнейший Синод, назначил Иркутск, город, в котором находилась Сибирская  Лавра — Вознесенский монастырь, местом Сибирского миссионерс­кого съезда.

К началу ХХ века в Иркутске действовала мужская духовная се­минария, церковно-учительская семинария, женское училище ду­ховного ведомства. Кроме того, почти при каждой церкви была церковно-приходская школа. Духовенство епархии в начале ХХ века было озабочено растущим неверием, все больше приходило вестей из приходов о растущем пьянстве. Архиепископ Иркутский Серафим потребовал от священников заняться организацией обществ трезвос­ти и докладывать о их деятельности . В конце XIX — начале XX века в Иркутской губернии появляются новые формы религиозной де­ятельности: духовные чтения, православные общества, съезды духо­венства. Было образовано Братство Святителя Иннокентия, которое организовывало лекции, чтения, занималось благотворительностью. Возрастала роль и значение миссионерской деятельности, которую прервала революция.

Назад к списку

(19)

Перейти к верхней панели