Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

«Чтобы прийти в храм, нужно быть сильным человеком»

Взгляд-православие


07 октября 2010, 11:38

Встретить сегодня в храме молодую супружескую пару, конечно, можно, но нечасто. И поэтому всегда интересно узнать, как эти люди пришли к вере, как они прокладывали свою дорогу в Церковь – вместе или же один из них открыл веру для другого? Чем отличается жизнь этих молодых супругов от жизни других семей? Чтобы ответить на все эти вопросы, мы познакомились поближе с одной из семейных пар.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Иван и Алла Приваловы – прихожане Свято-Троицкого собора города Саратова. Они познакомились тогда, когда оба были еще далеки от Церкви. Ребята учились на разных факультетах Саратовского госуниверситета, Иван – на мехмате, Алла – на истфаке. Но познакомились здесь же, в СГУ, так как работали в студенческие годы. Ваня – помощником администратора университетских локальных сетей, а Алла – инженером по охране труда. Как она рассказывает, в ее жизни вера была всегда. Так, со слов ее бабушки, в их роду когда-то были люди, служившие в духовном сане. Как реликвию в их семье берегли после гонений 30-х годов служебное Евангелие, которое, к большому сожалению, потом сгорело при пожаре. К вере же Аллу старалась приобщать мамина крестная.
У Ивана прадед по бабушкиной линии был священником на Кубани, в годы гонений на Церковь подвергся репрессиям. Но интерес к миру веры и Церкви привил мальчику его дед Андрей Андреевич Привалов, профессор и декан механико-математического факультета СГУ в 1984–1993 годах.
«В Церковь за руку меня никто не приводил, – говорит Иван. – Но у меня перед глазами был пример деда. Я достаточно рано его потерял и не могу сказать, насколько глубоко верующим человеком он был. Но даже в советские годы он часто заходил в храм. Просто ради интереса или помолиться, я не знаю. Дед был математиком и, как должно казаться, рационалистом до мозга костей, но математики и физики, как никто другой, знают, что точные науки объясняют в мироздании далеко не всё. Мы никогда с ним о вере не говорили, но я помню, как он брал меня с собой в храм – не на службу, а просто посмотреть. И так уже с раннего возраста, с 5–7 лет, я знакомился с жизнью Церкви. А потом, когда деда не стало, мне, естественно, захотелось побывать там, куда мы ходили вместе».
По словам Ивана, он долго был убежден, что для общения с Богом присутствие на богослужении вовсе не обязательно. «Я прихожу в храм, ставлю свечки, так я общаюсь с Богом, я сам все знаю о вере и я – молодец», – так сегодня он с улыбкой вспоминает свои прежние рассуждения. Алла посещала пасхальные ночные службы, куда ее приводила мамина крестная, и постепенно появлялось осознание важности богослужения.
Когда Иван и Алла стали встречаться, оба еще не были воцерковлены. Но две их жизни уже начали соединяться в одну, и хочется понять, как в их общую жизнь входила вера. Они рассказывают, что это произошло, как говорят в таких случаях, само собой. Однажды были вместе в Петербурге, как и большинство гостей города заходили в Казанский собор, храм Спаса на Крови. А потом далеко от туристического центра города, прогуливаясь по набережной реки Карповки, увидели тогда еще неизвестный им величественный монастырь. Оказалось, что это Иоанновский женский монастырь, в котором служил когда-то святой Иоанн Кронштадтский и в котором покоятся его мощи. Решили зайти, попали на экскурсию по монастырю. «Там мы поняли, что каждым из нас движет не просто интерес к Православию, а нечто более серьезное», – говорит Алла. Ваня добавляет: «Да, постепенно мы стали убеждаться, что нам обоим близко желание прийти в храм и обоим это очень нужно».
Приваловы вспоминают, что первый раз побывали вместе на богослужении еще до свадьбы – это было освящение нижнего Успенского храма Свято-Троицкого собора в 2007 году. Именно в Троицкий молодая семья потом станет постоянно ходить на богослужения. И именно здесь найдет свое применение их общее увлечение фотографией.

БЫТЬ НУЖНЫМИ ХРАМУ

Человека с фотоаппаратом в руках на богослужениях ребята видели неоднократно. Это их заинтересовало, и в какой-то момент они подошли к настоятелю Троицкого собора игумену Пахомию (Брускову), предложили свою помощь. Выяснилось, что как раз некому фотографировать Пасхальную службу. Иван признается, что это было его первое ночное богослужение, и он боялся заскучать. А с фотокамерой проблема решалась сама собой. Я интересуюсь у Вани, как увиделась служба через объектив. «Было очень красиво, очень радостно, чувствовалось нечто, объединяющее всех, – отвечает он. – Тогда я впервые увидел, что все люди в храме, весь приход – это большой единый организм, который радуется Божьему Воскресению. Насколько мне удалось поймать и передать то настроение – отдельный разговор. Сделать это и сейчас очень сложно, хотя уже столько служб снято».
Совсем скоро в качестве фотографа в храме попробовала себя и Алла, это было ровно через пятьдесят дней, на праздник Троицы. Отец Пахомий был рад сотрудничеству, так как фотосъемкой для собора до этого никто всерьез не занимался. Он старался направлять ребят, подсказывал, в какие моменты богослужения лучше не снимать, а чему, напротив, уделить больше внимания. Иван признается, что пока он не освоился, при любых сомнениях – можно или нельзя снимать – он просто не снимал, это был его принцип.
«Съемка в храме – очень хорошая школа фотографии, – говорит он. – Непростые световые и цветовые условия, плюс к этому мы почти никогда не используем вспышку, чтобы не мешать ходу богослужения. Такая вот принципиальная позиция. Это, конечно, требует дополнительных умений от фотографа. Необходима и очень качественная аппаратура».
Для верующего человека богослужение – прежде всего возможность молитвенно общаться с Богом. Я спрашиваю Ивана и Аллу, не мешает ли им в этом их работа. Они рассказывают, что поначалу действительно было сложно, все внимание приходилось сосредоточивать на фотосъемке. Но со временем, когда ход богослужения стал хорошо знаком, усовершенствовались навыки фотографирования в храме, стало оставаться время и для молитвы.
Может ли занятие фотографией что-то дать человеку как христианину? На этот вопрос Приваловы отвечают, что для них важнее всего приносить пользу храму и радость людям. Для пожилого человека, например, целое счастливое событие – получить фотографию, на которой он запечатлен рядом с владыкой.

ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ

Жизнь христианина требует определенных ограничений, а молодому человеку в современном мире бывает сложно отказаться от каких-то элементарных радостей. И многие считают молодость саму по себе смягчающим обстоятельством, которым можно себя оправдать. Довольно часто можно услышать рассуждения, что покаяние и борьба с соблазнами – для более старшего поколения, а молодые годы можно провести беспечно. Иначе когда еще почувствовать радость жизни?! Я интересуюсь у Ивана и Аллы, было ли время, когда они думали подобным образом. Алла отвечает: «Таких рассуждений не было, может быть, потому, что еще в детстве я получила какое-то минимальное понятие о заповедях, вере». Иван поддерживает жену: «Многое из того, что не сделает христианин, хорошо воспитанный светский человек тоже делать не стал бы. Вообще необходимость достижения любой цели в жизни влечет за собой определенные ограничения. Если ставишь себе цель жить по-христиански, то на пути к ней, как и к любой другой, будешь себя чего- то лишать». «А зачем жить по-христиански?» – задаю я вопрос, который сегодня задают многие люди и ответа для себя не находят. Иван и Алла убеждены, что жизнь не по-христиански в конечном итоге влечет за собой только страдания; все удовольствия и даже ощущение счастья, сопряженные с грехом, оказываются кратковременными и мнимыми. «Православная вера испокон веку была с русским народом, – прибавляет Иван. – Не могли же ошибаться десятки поколений людей, среди которых были выдающиеся личности». Вот и свою маленькую дочь Машу Приваловы с младенчества вводят в безграничный мир Православия. Сейчас она в силу возраста еще не понимает слов молитвы, и ей рано узнавать основы вероучения, но она может приступать к главному Таинству Церкви: девочку регулярно причащают Святых Христовых Таин. «Мы постараемся, чтобы ребенок вырос в храме и не покинул его, как это часто бывает в период взросления, – говорит Алла. – Хочется воспитать ее православным человеком, который будет жить на радость людям. Ребенок многое меняет в жизни. У воцерковленных родителей после рождения детей вера только крепнет». «Да, ведь Господь сделал нам такой подарок!» – подтверждает Иван.
Вера и чувство благодарности Богу являются главной причиной того, что эти молодые люди, придя однажды в Церковь, до сих пор в ней остаются. Более того, Церковь занимает центральное место в их жизни. «В Церкви держат вера и сплоченный дружный приход, то есть те люди, которые с нами молятся в храме, – подтверждает Алла. – Мы сейчас фотографируем для нескольких храмов епархии и везде чувствуем дружеское расположение, теплоту, ту любовь, о которой говорил Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35)».
«А я даже так скажу, – говорит, чуть поразмыслив, Ваня, – меня ничто не держит в Церкви, я сам за нее держусь. Ведь это совершенно другой мир, здесь душа отдыхает». Кому-то кажется, что Церковь – это собрание слабых людей, которые прячутся от тягот жизни и вообще от мира. «Наоборот, для того, чтобы прийти в храм, – возражает Алла, – нужно быть сильным человеком, слабый этого не сделает». Иван добавляет: «Нужна сила духа для того, чтобы поверить, что Бог есть, и осознать свою зависимость от Него, ведь все мы действительно зависим от воли Божьей. И только сильный человек способен увидеть свои недостатки и научиться им противостоять».
Изменяя себя, мы хоть чуточку, но меняем и мир вокруг. Добрый пример даже одного человека заставляет окружающих вспомнить о нравственном законе, который написан в сердце каждого из нас. Христос сказал своим ученикам: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Те, кто называет себя христианами, в идеале должны своей жизнью являть свет Христов, чтобы открыть Бога и для других людей. Получается ли это у современных христиан? Конечно же, не всегда. Но отрадно уже то, что есть молодые люди, которые в меру своих сил, вопреки псевдоидеалам современного мира, искренне стремятся жить по-христиански.

Инна СТРОМИЛОВА
Фото Юрия ПОЛЯКОВА

источник

Назад к списку

(65)

Перейти к верхней панели